Вчера стало известно, что власти Республики Алтай распорядились экстренными темпами отстроить спецприемник для автоводителей, приговоренных судом к 15 суткам за нарушения Правил дорожного движения. Старые изоляторы с трудом вмещали обычных обитателей и не были рассчитаны на армию водителей.

Дополнительный изолятор временного содержания будет ударными темпами возведен уже в нынешнем году. Так распорядился глава республики Александр Бердников. Лишь за первые две недели наступившего года в республике с населением всего в 205 тысяч человек к 15-суточному аресту были приговорены 25 водителей.

— Песчаный карьер — два человека! — выкрикивал милиционер в любимой комедии про операцию «ы» и другие приключения Шурика. Но перед этим обращался к нестройным рядам граждан: — Ну что, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, кто хочет поработать?

С момента создания картины минул не один десяток лет, исчезли тунеядцы, перестали сажать алкоголиков, но жизнь идет по спирали — и вот в несколько измененном виде все вернулось на круги своя. Снова милицейский двор, снова нестройные ряды… но уже других граждан — водителей. Их стали сажать на 15 суток, как раньше сажали алкоголиков, тунеядцев и хулиганов. Вот только масштабы явления авторы изменения правил, похоже, не учли. Милицейских изоляторов для бомжей и мелких хулиганов и раньше было маловато, а с первого января этого года к ним добавился огромный отряд недисциплинированных водителей.

В итоге имеющиеся у МВД республики небольшие камеры для временного содержания подследственных оказались забитыми до предела. Дальше сажать уже некуда. Выход оказался только один — построить за счет средств местного бюджета новое помещение для арестованных, сделал вывод Бердников, сам долгое время проработавший министром внутренних дел республики.

Пока остальные местные власти по стране еще не осознали масштаба ожидаемого строительного бума зданий с зарешетчатыми окнами, руководство ГИБДД России успело подвести первые итоги ужесточения наказаний за нарушения ПДД.

С 1 января, когда поправки вступили в силу, арестовали уже три тысячи человек. Эти в принципе не криминальные граждане смогли на собственном примере почувствовать всю глубину поговорки про суму и тюрьму в России. ГИБДД успела отрапортовать — ужесточение наказаний дает положительные результаты: за две недели нового года количество ДТП снизилось на 44 процента, а уровень смертности на дорогах по сравнению с показателями прошлого года — на 70 процентов. Но насколько это правильно, покажет время. Ведь первые две недели года не были характерны — за руль не садились очень многие.

Рекордсменом по количеству сидельцев оказался Южный Урал. Там с 1 января за решеткой заночевали 270 водителей. На втором месте Тюменская область — 219 «арестантов».

Дальше цифры вполне могут вырасти. И вот тогда наши органы столкнутся с очень серьезной проблемой. И выглядеть она будет так.

Понятно, что милицейские изоляторы — это не самое уютное место на земле. Но и на них есть жесткие нормы, утвержденные законом, — по метражу на одного человека, чистоте, по питанию и прочим важным вещам. Те, кто обычно там обитает, а это бомжи, гастарбайтеры и прочие, к соблюдению своих прав относились философски. Их набивали в полную камеру, могли чаще всего не кормить и не выводить в туалет, если такового не было на месте. Обычные сидельцы «обезьянников» — не из тех, кто не жалуется властям. Водители, какими бы они ни были при задержании, проспавшись, вряд ли потерпят такого хамского к себе отношения. И не надо быть гадалкой, чтобы с большой долей вероятности предположить, что очень скоро начнутся жалобы, судебные иски и уголовные дела, если кому-то станет плохо от условий содержания, кому-то не вызовут «скорую», а кто-то подцепит болезнь или паразитов от ужасных условий пребывания в изоляторе. Сообщество водителей в стране, как ни крути, организованная сила. Да еще и грамотная. Человек за рулем не бомж и долго терпеть вряд ли будет.

Интересные цифры назвал вчера и начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев. Для семидесяти восьми жителей Подмосковья новый год начался неудачно. Решением мировых судей они оказались арестантами. На вчерашний день 29 из них все еще томились в 4 спецприемниках, которыми располагает область.

Но, по мнению Сергеева, это количество узников в скором времени начнет сокращаться. Так же, как и количество жалоб на неправомерные или спорные действия инспекторов ГИБДД. Решить проблему социальной напряженности и справедливости помогут высокая техническая оснащенность придорожной милиции и повышение профессионального уровня сотрудников ГИБДД.

400 миллионов рублей выделено подмосковным гаишникам для закупки и внедрения новой видео- и фиксирующей техники. Это достаточная сумма, чтобы количество так называемых сложных и спорных случаев свести к нулю, считает Сергеев. Каждый экипаж вышедшей на маршрут машины будет оборудован видеокамерой. Уже приобретены пять дорожных передвижных и мобильных наркологических лабораторий.

Инспекторов ДПС инструктируют так, что на дороге случаются разные ситуации и нарушитель нарушителю рознь. По словам Сергеева, с 1 января нового года количество попавших за решетку отличается от числа составленных протоколов. Всего было оформлено 247 дел, где санкция могла быть «арестантской». Но суды в случаях, где нарушение не было стопроцентно однозначным, приняли компромиссное решение. Начальник подмосковной милиции особо подчеркнул, что арест — это крайняя мера, злоупотреблять которой никто не намерен. Даже в тех случаях, когда люди сели на нары, многим из них дали не максимальные 15 суток, а десять, пять или даже трое. При этом Сергеев уверен, что повторно мало кто из нарушителей захочет вновь повторить весь этот унизительный для нормального человека путь. А водители в Подмосковье в основной своей массе люди порядочные.

Сергеев все же признал, что инспекторы не всегда бывают правы. Они тоже нарушают правила дорожного движения, 40-50 таких нарушений ежедневно фиксируется по области. Не всегда инспекторы выдержаны и в общении с водителями. Поэтому решено на семинарах и курсах всех без исключения сотрудников ГИБДД инструктировать особенно тщательно, как вести себя с водителями. Профессиональные психологи обучат их корректному и адекватному поведению в любых ситуациях, даже в тех, когда нарушители намеренно провоцируют инспектора. А беспристрастная видео- и фиксирующая техника довершит бесконфликтное и законное общение сотрудников ГИБДД с гражданами. В этом залог успеха, считает Сергеев. И никаких спецтюрем специально строить не придется.

Об этом сегодня пишет «Российская газета»

***