Театральный год только начался, но главное его событие уже определилось: лучший театр Москвы – «Мастерская Петра Фоменко» обрел свой дом. Здание на набережной Тараса Шевченко, обращенное окнами на Москва-Сити, вписано в окружающий ландшафт и построено с учетом всех достижений техники.

«Бесприданница», по версии Фоменко, получилась изысканной. Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ

Новоселье отпраздновали еще в воскресенье, собрав друзей и покровителей театра. А лучшим подарком стала премьера «Бесприданницы», которой открылась большая сцена театра.

Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.

Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.

«Бесприданница» – одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.

В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой – Полиной Агуреевой.

Подробнее: Новые Известия

***