Ведущая программы «Неделя» на РЕН ТВ Марианна Максимовская на излете минувшего года получила престижную награду — премию Артема Боровика. Сегодня Максимовская, пожалуй, — единственный журналист из знаменитой команды НТВ, которая до сих пор ведет политическую программу на общенациональном канале. Причем программу, которую можно назвать по-настоящему объективной.

«НИ» поговорили с Марианной о том, что такое телевизионная журналистика вчера и сегодня и как добиться в ней успеха.

Сегодня тележурналист – востребованная профессия, как это было в 90-х годах?

– Конечно, нет. Девяностые годы и нулевые с точки зрения ситуации в профессии – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Девяностые годы были расцветом российской журналистики. Это была одна из самых престижных профессий, и в нее шли самые блестящие люди с самым разным образованием. Посмотрите на звезд 90-х годов. Это историки, биологи, юристы, физики и журналисты в том числе. Посмотрите, что сейчас происходит. Я веду занятия на журфаке МГУ на пятом курсе. Мои студенты уже почти все пристроены по разным редакциям. Я смотрю на них и сравниваю, как начинала я сама и мои сверстники. Сейчас все совершенно по-другому. Эти молодые люди понимают, что приходят в уже сложившуюся структуру, где чтобы сделать карьеру, нужно принимать правила игры, нужно идти на определенные компромиссы, в том числе, может быть, на компромиссы со своей совестью. Они это прекрасно осознают и обсуждают между собой, но эта мысль не вызывает у них такого романтического всхлипа: «Неужели мне придется идти на сделки с совестью? Нет, никогда! Пойду-ка я лучше в библиотекари!» Из них почти никто не хочет работать политическим корреспондентом в новостях. К сожалению, сейчас в нашей профессии кризис. Очень мало «свежей крови». Мало новых людей, которые приходят в серьезную журналистику и у которых глаза горят. Впрочем, совершенно иначе обстоят дела в других областях нашей телевизионной жизни. Посмотрите, какой расцвет развлекательных шоу, которые становятся все более и более профессиональными и зрелищными.

Тем не менее серьезные журналисты все же востребованы. Вы ведь более десяти лет на экране.

– Знаете, ваш вопрос похож на тот, который часто задают артистам: «В чем секрет вашего творческого долголетия?» Можно отвечать всерьез или отшучиваться. Последнее предпочтительнее. Ну, что я могу сказать? Есть разные варианты ответа. Первый: так получилось. Второй: я долго и упорно работала и поэтому я до сих пор здесь, и профессия не вытолкнула меня на обочину жизни. Третий вариант: все как-то произошло само собой.

Нужно только оказаться в нужный момент в нужном месте. Любой из вариантов ответа будет либо неполным, либо банальным. Костяк нашей программы – это люди, с которыми мы работали со времен «старого» НТВ и ТВ-6. Ну, вот, например, я с шеф-редактором Светланой Елиной работаю вместе уже 11 лет. Мы пережили переходы с канала на канал, закрытие каналов, открытие новых каналов, безработицу, отсутствие денег в те моменты, когда нам не платили зарплату. В чем секрет нашего такого длинного творческого союза? В том, что мы представляем себе нашу профессию одинаково, думаем одинаково, у нас одинаковые взгляды, в том числе и политические тоже. Нам комфортно работать вместе, и мы до сих пор сохранили возможность работать так, как мы считаем нужным.

Как вы выбираете темы для вашей аналитической программы?

– Достаточно просто. Есть общественно-важные события, мимо которых мы пройти не можем по определению. События, касающиеся большого числа людей в нашей стране, либо события, последствия которых будут ощущаться в течение долгого времени, либо события, которые просто можно назвать судьбоносными для нашей страны. Есть другие темы. Может быть, не такие значимые, но невероятно любопытные, захватывающие. Есть просто феноменальные события, которые трогают любого человека, любого зрителя. Есть темы, которые, как мне кажется, интересны нашему зрителю. А я примерно представляю портрет зрителя нашей программы: мне кажется, что это человек думающий, образованный, задающий себе вопросы и старающийся найти на них ответы.

Когда-то прессу называли «четвертой властью», которая могла влиять на политику и общество в России. Какова ситуация сегодня? Реагируют ли представители власти на острые сюжеты, которые вы показываете в ваших программах?

Подробнее: Новые Известия

***