Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию, застопорившийся почти на полгода, теперь, похоже, близится к завершению.

По утверждению источников, связанных с переговорным процессом, Европейский Союз и Россия приблизились к решению самого острого вопроса, служившего препятствием для вступления последней из крупных экономических держав в этот международный орган — о внутренних ценах на российский природный газ. В результате его урегулирования Россия сможет серьезно улучшить отношения с ЕС и будет принята в ВТО уже в этом году, или в начале следующего.

Вступление в ВТО — важный шаг к интеграции России в мировую экономику, Членство в этой организации приведет к открытию российского рынка для иностранных компаний и инвесторов. Кроме того, вступление в ВТО важно и в политическом отношении: оно станет конкретным свидетельством намерений президента Владимира Путина продолжать либеральные экономические реформы в тот момент, когда многие наблюдатели выражают беспокойство «ползучим авторитаризмом» во внутренней политике Кремля.

Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 г. Процесс продвигался очень медленно. Урегулирование сложных вопросов с отдельными торговыми партнерами превращало перспективу членства России в торговой организации скорее в теоретическую возможность, чем в конкретную реальность. Все это может измениться, если Россия сумеет договориться с ЕС — ее крупнейшим торговым партнером — по вопросу, вызывавшему до сих пор непримиримые разногласия: о регулировании российских внутренних цен на газ.

У обеих сторон было немало оснований занимать жесткую позицию по этой проблеме. Из-за этой жесткости Путин осенью прошлого года публично обрушился на ЕС с критикой за «выкручивание рук» и пообещал, что позиция России останется неизменной.

Россия не согласна, что низкие внутренние цены на газ дают ей важнейшее конкурентное преимущество, как стране, чьи разведанные запасы природного газа считаются одними из крупнейших в мире. России необходимо поддерживать внутренние цены на газ на низком уровне, чтобы помочь промышленности оправиться от последствий крушения СССР и обеспечить бедных россиян дешевой энергией. Путин не желает рисковать, внося в проводимый политический курс изменения, способные негативно повлиять на успешное экономическое развитие страны в последние годы.

Позиция ЕС отличается такой же непримиримостью. По его мнению, внутренние цены на газ в России являются несправедливыми, противоречат принципам рыночной экономики, и представляют собой ничто иное, как государственное субсидирование газового сектора. Эти аргументы представляются практически неопровержимыми.

Похоже, Россия и ЕС решили сосредоточить внимание на том, что их сближает, а не разделяет, особенно после того, как недавно переизбранный Путин поручил реформистскому правительству Михаила Фрадкова найти выход из тупика. В этой связи будет уместно напомнить, что до назначения на пост премьер-министра несколько недель назад, Фрадков был российским уполномоченным по связям с ЕС.

ЕС практически полностью зависит от импорта российского природного газа. С вступлением в Союз новых членов, ему крайне важно занять единую четкую позицию, позволяющую обеспечить будущие поставки по ожидаемой цене.

У России также есть немало причин, чтобы проявить гибкость. Хотя количество вопросов, вызывающих у партнеров разногласия, и сократилось — год назад их перечень занимал 15 страниц, а сегодня всего одну — решение проблемы внутренних цен на газ придаст процессу ускорение, позволяющее урегулировать и другие торговые вопросы, в том числе о пошлинах на ввоз автомобилей в Россию, ограничении деятельности телекоммуникационных фирм и иностранных банков, и тарифах на авиаперевозки.

Намечающееся соглашение, судя по всему, заключается в следующем: Россия в принципе готова пойти на постепенную либерализацию жестко регулируемого внутреннего рынка, позволив независимым компаниям конкурировать с государственным газовым монополистом — «Газпромом». Официально Россия продолжает выступать против включения вопроса о либерализации своего внутреннего газового рынка в перечень условий, предъявляемых ЕС для ее вступления в ВТО, но, скорее всего, она уже согласилась дать заверения, что будет двигаться в этом направлении.

Если такое соглашение будет достигнуто, его косвенное воздействие на отношения между Россией и ЕС и нынешнее состояние ВТО трудно переоценить. Урегулирование самого трудного вопроса, омрачающего отношения между Россией и ЕС, поможет обеим сторонам найти общий язык и по проблеме российского анклава — Калининградской области, и по другим вопросам, связанным с расширением ЕС и НАТО — все они будут обсуждаться на саммите «Россия-ЕС», запланированном на 21 мая.

Вступление России в ВТО окажет стимулирующее воздействие и на саму эту организацию, особенно после провала переговоров по вопросам мировой торговли в прошлом году. Присоединение к ВТО России — единственной из крупных экономических держав мира, пока не представленной в этой организации — вернет ей былое значение, и придаст новые силы для решения других актуальных проблем международной торговли.

Похоже, «приглашение» России в мировую экономику в качестве полноправного участника является хорошим инструментом для урегулирования ряда торговых и политических проблем и придаст отношениям между Россией и ЕС более предсказуемый и гармоничный характер.

Питер Лавелль / Peter Lavelle

United Press International 15 апреля 2004

ИноСМИ.Ru

15 апреля 2004, 18:28

ИноСМИ.Ru

*