Один из старейших городов Самарской области был основан в 1683 году по указу царя-реформатора Петра I. Сначала Сызрани отводилась роль военной крепости, но очень скоро она превратилась в крупнейший торговый центр Поволжья. Это единственный в макрорегионе «нестоличный» город, имеющий свой кремль. В Сызрани, как, может быть, нигде в Поволжье, знают, помнят и любят свою историю.

Памятники старины органично соседствуют с новыми торговыми центрами и дорогими автомобилями

Фото: Игорь Казановский

И дело не только в буклетах и рекламных книгах, щедро выпускаемых здесь — в конце концов, это свидетельствует лишь о некоторой активности городских властей. Нет, интерес к истории здесь пошел в массы. Например, на центральной улице, в одном из самых престижных зданий, размещено бюро, в котором любой желающий может разобраться в своей родословной.

Стремление к независимости

В конце 18 века этот город — как самый важный и благополучный торговый центр региона — некоторое время даже был столицей уезда, а менее богатая Самара считалась заштатным городишком, административно приписанным к Сызрани. Длилось это уездное господство всего лишь несколько лет, но в Сызрани о нем не забыли. Этот исторический факт породил настороженное отношение жителей города к Самаре, которое, видимо, осталось навсегда. Нередко амбиции сызранцев выливались в народное движение за присоединение к Ульяновску. Но дальше разговоров дело не пошло.

За временный административный взлет Сызрань должна быть благодарна императрице Екатерине II, которая даровала городу герб – в виде черного быка на золотом поле, что символизировало успехи жителей в торговле зерном и хлебом. Впрочем, очень скоро Самара опередила амбициозную соседку, но это не помешало Сызрани успешно развиваться. Здесь проходили популярные в стране ярмарки, а знаменитый предприниматель Альфред Нобель поставил неподалеку резервуары для хранения топлива, что обеспечило для местных бизнесменов рекордно низкие цены на этот продукт. Неподалеку от города был построен крупнейший в Европе Александровский железнодорожный мост.

Активная торговля, промышленность (в 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий), удачная инфраструктура — все это, казалось, должно было обеспечить городу благополучие. И действительно, даже гражданская война и революция (один из важнейших эпизодов которой — восстание белочехов — начался как раз в Сызрани) не поколебали его. К тому же в советские годы неподалеку от Сызрани нашли первую в Поволжье нефть и построили НПЗ. И вдруг город стал стремительно сдавать свои позиции. Этому способствовало появление в регионе двух новых промышленных гигантов — Тольятти и Новокуйбышевска. Огромные инвестиции в Тольятти подорвали репутацию Сызрани как второй столицы губернии.

Новые предприятия продолжали строиться, но за городом постепенно стала закрепляться слава беспросветной российской провинции с традиционно низким уровнем жизни и отсутствием элементарных удобств. Деревянные домики стали соседствовать с многометровыми заборами заводов, что создавало ощущение нищеты и беспросветности. Само название «Сызрань» стало пугающим для жителей крупных городов, а тем более столиц. Не случайно и сейчас московские менеджеры, приезжающие в длительные служебные командировки в этот город, относятся к своему временному месту жительства почти с демонстративным высокомерием. Как бы то ни было, именно благодаря столичным инвесторам Сызрань стала развиваться активнее. Местные бизнесмены тоже не хотят ударить лицом в грязь, и как символ этого — растяжки на центральной улице, извещающие о том, что в местный театр с гастролями приедет сам Олег Табаков с женой Мариной Зудиной. Название спектакля тоже впечатляет — «Сублимация любви». Все это мы увидели своими глазами.

Разрушенная красота

Остатки былой роскоши сохранились на сызранских улицах и сейчас. Одна из них под названием «Советская», по сути, ничем не отличается от центральных улиц других поволжских городов: те же ровные ряды красивых двух-трехэтажных особнячков различных архитектурных стилей, разбавленные несколькими новыми зданиями, ну и, конечно, неизбежный Ленин на постаменте. То же самое можно увидеть и в Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и даже Казани. Узенькие, петляющие улицы, большие зоны частной застройки — деревянных домиков, таких же, как в соседних деревнях — вот полное впечатление российской провинции. Воистину приключения незадачливого Жени Лукашина из «Иронии судьбы», потрясенного сходством домов Ленинграда и Москвы, могли бы повториться и в Поволжье, ведь спутать исторические центры здешних городов — проще простого.

Но ощущение «старины» Сызрани обманчиво. За исключением центральной улицы, почти весь остальной город стал жертвой страшного пожара 1906 года. С тех пор он был застроен заново. И сейчас пожары тут не редкость — долгие годы Сызрань была наименее газифицированным городом области, а дома с печным отоплением и газом в баллонах горят как спички. Именно это обусловило едва ли не генетический страх сызранцев перед пожарами. Жители частного сектора готовы на все, лишь бы не остаться на улице в результате столь частого несчастья. Как результат — отчаянное стремление сызранцев застраховать все, что только можно.

Что же касается не слишком богатого жилищного фонда, построенного в более поздние времена, то прежние власти практически не вкладывали сил в его ремонт. Нередко дома строились заводами, которые всячески старались сэкономить, поэтому сейчас такие жилища в плачевном состоянии. Правда, теперь в центре появилось немало новых красивых высоток — ничем не хуже тех, что стоят в той же Самаре. А юго-западная часть города, в которой уже проживает примерно треть жителей Сызрани, сплошь застроена панельными многоэтажками – такими же, как в любом другом российском городе. Пожалуй, это несколько повредило старинной красоте Сызрани.

Впрочем, эту красоту еще надо достойным образом содержать. Увы, это правило тут не соблюдается — даже в центре города можно увидеть полуразрушенные здания. Правда, нынешняя городская власть делает попытки благоустроить Сызрань и улучшить быт горожан. В частности, обеспечить их газом, чтобы сократить число пожаров. Но копившиеся десятилетиями проблемы в одночасье не решить.

Власть близка к народу

Ощущение Сызрани как глубинки усугубляет и непривычная простота во взаимоотношениях жителей и власти. Попасть в здание мэрии ничего не стоит. Даже постовой милиционер сидит далеко от входа, так что при всем желании он не может поинтересоваться документами входящих. Любому пенсионеру нетрудно добраться до кабинета самого большого городского чиновника.

Сызранская власть тоже оставляет не совсем обычное впечатление. Дело в том, что как минимум две трети депутатов местной городской думы — бывшие кадровые военные. Да и сам председатель городской думы Александр Елистратов из их числа – между прочим, воевал в Афганистане. Как правило, это выпускники местного вертолетного училища (CВВАУЛ), обзаведшиеся здесь семьей, а потом, после прохождения службы, вернувшиеся в город. Как шутят в Сызрани, главная причина их возвращения — то, что в городе «лучшие тещи». В честь военных летчиков недалеко от въезда в Сызрань стоит на постаменте вертолет, одна из достопримечательностей города.

Подробнее: «Эксперт Волга» №1-2(89-90) / 14 января 2008

***