16 января в Самаре при поддержке министерства культуры и молодёжной политики Самарской области Самарский академический театр оперы и балета на сцене Дворца культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина представляет премьеру — комическую оперу «Служанка-госпожа».

Новый спектакль — оригинальный совместный проект оперного театра с Некоммерческой организацией «Учреждение культуры «Театр «Актерский дом». В Самаре премьера «Служанки-госпожи» проходит впервые и посвящена 275-летию со дня первой постановки комической оперы на сцене театра «Сан Бартоломео» в Неаполе.

Впервые в жанре большого оперно-балетного дивертисмента по мотивам комической оперы Дж. Перголези «Служанка-госпожа» Самарский академический театр оперы и балета представляет современный сценический эксперимент. Решение постановки найдено в синтетическом жанре, дополненном контрастными музыкальными цитатами, принадлежащим разным музыкальным эпохам из опер В. Беллини, Дж. Верди, Р. Вагнера, балетов П.И.Чайковского и Л.Минкуса, кинофильма «Веселые ребята» на музыку И. Дунаевского.

Музыкальный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко. Режиссер-постановщик Борис Кричмар. Декорации изготовлены по эскизам художника Елены Бальзанниковой, а костюмы сшиты по эскизам Натальи Сыздыковой. Балетные номера поставлены балетмейстером-постановщиком Ольгой Козорез.

Подготовлено несколько составов исполнителей. Со своими партиями прекрасно справляются заслуженные артисты России Андрей Антонов и Александр Бобыкин. Исполнительницы роли служанки – молодые певицы – Наталья Бондарева, народная артистка Республики Ингушетия Татьяна Горшкова, Диля Шагеева, Юрий Проскуряков.

Справочно:

Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) — родоначальник жанра комической оперы (opera-buffa) явился солнечным светом юмора, сатиры, гротеска и умеренного фарса на оперной сцене своего времени, так понравившегося простой итальянской публике. Незатейливый бытовой сюжет «Служанки-госпожи» оказался близким, понятным и занимательным для обывателя, а истинно народный, разговорный язык нес в себе особую изюминку народного юмора.

«Служанка-госпожа» — это исторически первая комическая опера, положившая начало развитию этого жанра не только в Италии, но также во Франции и других странах Европы. Родоначальник жанра был очень молод, свою «Служанку-госпожу» он написал в 23 года, а прожил всего 26… Но Джованни Перголези успел написать очень много произведений и оставил заметный след в оперном искусстве.

К «Служанке-госпоже» в последние годы обращаются многие музыкальные театры. Привлекает ажурная музыка, непреходящая актуальность сюжета и любовная интрига, на которой он основывается.

Сюжет: Старый холостяк доктор Уберто возмущен поведением служанки Серпины, которая совершенно не заботится о нем. Он грозит положить конец ее своеволию и найти себе жену. Серпина уверена в том, что лучшей жены, чем она, ему не сыскать. Уберто возмущен ее дерзостью. Серпина решает прибегнуть к хитрости. Ей помогает слуга доктора, Веспоне, который переодевается кроатским офицером и выдает себя за ее жениха. В сердце Уберто вспыхивает ревность, к тому же Серпине удается взволновать его слезами. Он не прочь жениться, но опасается пересудов. Мнимый офицер требует за Серпиной огромного приданого, в противном случае угрожает убить старика. Чтобы не расставаться в деньгами, скупой Уберто решает жениться на служанке.

Необходимо отметить, что комическая опера «Служанка-госпожа» отмечает в этом году сразу три юбилейных даты. Это 275 лет со времени премьеры оперы, 235 лет со дня первого исполнения в России оперы-буффа «Служанка-госпожа» воспитанницами Смольного института и 220 лет премьерного показа на профессиональной сцене – в Эрмитажном театре Петербурга.

Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области

*