Произошло это на соревнованиях, в которых участковые состязались и в знании законов, и в мастерстве оформления различных ситуаций, и в спортивной борьбе. На его участке в Советском районе живет 15 тысяч человек, на учете стоят 90 — алкоголики, наркоманы, дебоширы, судимые… Кто он, как живет — об этом наш рассказ.

…Старший участковый Валерий Шальнев свадьбу сыграл в августе прошлого года, хотя с женой Юлей знаком три года. За это время она дважды ждала его из полугодовых командировок в Чечню. О том, как ждала, можно судить по первым папкам семейного архива – Юля писала любимому каждый день. Иногда даже по три письма в одном конверте получал. Юля все его «чеченские» фотоальбомы знает наизусть, как будто сама побывала в Ведено, даже названия населенных пунктов, самых маленьких, где бывал, выучила…Хотя у Валеры принцип: никому из близких подробностей не рассказывать. Считает, это его судьба, работа и родне совсем не обязательно знать детали. Особенно, что касается опасности.

    К свадьбе Валерий готовился основательно, все лето. Юля еще до этого поняла, что родня у Валерия большая, но не предполагала, что такая дружная. Все вместе в радости и в горе. Живут сейчас молодые в комнате в коммуналке, мать с отцом в свое время прикупили ее. Сами-то Шальневы деревенские, из села Натальино Безенчукского района Самарской области. Но Валера учился на отлично, потому отец с матерью решили послать за образованием в город. Благо, родни много и здесь. В Самаре, так вышло, попал в милицейский класс. Тогда еще лицея милиции не было, но классы уже формировались. По окончании классный руководитель, которая оказалась женой начальника юридического института Минюста, прямо-таки за руку привела пятерых мальчишек в этот вуз. Вот только служба в колонии, где проходил практику, не пришлась по душе и Шальнев сделал все невозможное, чтобы перевестись по окончании в МВД.

    Так в 2000-ом году стал участковым. Прошлым летом головную боль создавал 11-летний Павел – угонщик велосипедов. Не было, казалось, двора, где б он не попросил у пацанов покататься…Матери дела до него нет у нее маленький ребенок, и сожитель пьет. Вот и возится с ним Шальнев, пристраивает в летние лагеря, навещает. В том же доме, вспоминает, был случай, шокирующий участкового на всю жизнь. Вскрытие умершего инвалида показало, что умер тот от голода. Жил с женой и дочкой. Жена – санитарка в психбольнице, дочка училась. Просто не кормили его, оказалось. А он не ходячий был. Приглашал потом женщин для разбора. Жена объяснила – якобы ненасытный муж был. Осудили ее на восемь месяцев…

    На каждый дом заведен паспорт участкового, где, по нынешним требованиям, надо указать даже количество домашних животных. Сейчас в работе помогает стажер Костя Царев. «Тоже деревенский парень,- характеризует его Валера,- во все вникает, внимательный».

    -Девяносто процентов преступлений на участке дают две рюмочных,- утверждает Валерий Шальнев, — драки, побои, грабежи, телефоны чуть не каждый день воруют. Но сделать с их существованием ничего нельзя, документы в порядке у учредителей…

    Недавно на улице к нему обратилась женщина – между гаражей человека бьют. Валерий кинулся, пришлось, чтоб остановить буянивших, как он выражается «стукнуть их лбами». Оказалось, «ноги» опять же из рюмочной росли. Там напавшие приглядели, что мужчина при деньгах и при сотовом. Вот его и взялись грабить, угрожали ножом. При этом одна из напавших – девушка. Ее по приметам участковый давно разыскивал, на ее счету масса краж сотовых в этих рюмочных.

    Другая большая проблема района, сплошь состоящегося из многоэтажной застройки – парковки. Они при возведении не были предусмотрены, а транспорта у людей с каждым годом все больше. Незаконные парковки появляются то в одном, то в другом дворе. При этом хозяева с готовностью платят за охрану самозваным охранникам. «Штрафуем таких совместно с районной администрацией, но что такое штраф в 500 рублей? — сетует участковый, — объясняют, мол, подработать хотел. Да что там, ведь толком и не охраняют. Потом те же автовладельцы идут ко мне с жалобами на кражи из машин, на угоны…»

                      ***

    За командировки в Северокавказский регион Валерий получил медаль «За воинскую доблесть» 2-й степени, есть и награды по линии Министерства обороны. В первый раз в Ведено, где во временном отделе внутренних дел сменяют друг друга пермские и самарские милиционеры, был дознавателем, второй раз – оперативником по экономическим преступлениям. Опыт для участкового приобрел, считает, уникальный.

    — О том, что за служба, не люблю рассказывать, тем более что статью ведь родственники читать будут,- говорит Валерий,- а о сложности можете судить хотя бы потому, что дознаватель первым выезжает на место происшествия. А это были большей частью схроны…Каждый день практически находили. В деревнях, в лесах под пнями. Однажды на глазах погибли местные ополченцы, мы не дошли до места растяжки метров десять… Мининефтезаводы там во многих огородах – выявляли, ликвидировали.

    Мошенники добрались до самых дальних горных аулов. Дед приходил, попался на лохотрон, якобы выиграл большую сумму, но надо было, как водится, выслать взнос. В результате за полтора года старик наотправлял в некую московскую фирму 120 тысяч…Мы выяснили, что по адресу, по какому посылал, офис совсем другой организации. К слову, дед этот стал первым за наше присутствие в Ведено, кто написал заявление в милицию. Значит, стали люди органам правопорядка доверять…

    Валерий участвовал в расследовании махинаций, в результате которых некие граждане смогли получить из пенсионного фонда два миллиона рублей – получали пенсии за умерших…

                                 ***

    В комнате, где живут Шальневы, создана необыкновенная атмосфера. С двоюродными братьями Валера смастерил что-то типа помоста, который визуально делит комнаты на два пространства. А в нем еще и вещи хранить придумали, ящики выдвигаются. Заказал в угол шкаф, такой, чтоб меньше места занимал. Все основное для жизни подарили на свадьбу. Сейчас Шальневы оформили документы на субсидию для приобретения жилья, есть такая программа в губернии, под которую они подпадают. Он — служащий, она – студентка. Есть шансы получить субсидию – это 30 процентов от стоимости жилья, сколько не хватит возьмут по ипотеке.

    Результат по субсидии будет известен через год, но это, говорят Шальневы, не повод затягивать с заведением ребенка. В большой родне Валерия так не принято…

    Выходные, если выпадают, Шальневы стараются провести у родни в Безенчукском районе. Вообще он себя до сих пор считает деревенским – отец все еще работает механизатором, мать на пенсии. Хозяйство там большое – корова, свиньи, кролики, так что деревня для самарских Шальновых большое подспорье.

    А еще, опять же если удается, Валерий любит порыбачить. Теперь Юля тоже устраивается рядом. Карасей, хоть на жарешку, но всегда хватает.

    …К слову, ремонт в кабинете участкового Шальнев тоже взял да и сам сделал, пока-то дождешься от администрации, кому помещение принадлежит. Так у них, у Шальновых, принято. Не ждать, когда кто-то сделает.

    Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа группы ВАШ ВЫБОР

    На снимках: Валерий в Чечне; с участковыми из Самары Сергеем Белько и Сергеем Ивченко; с любимой женой

*