Многие эксперты советуют частным инвесторам обратить внимание на альтернативные инвестиции, например произведения искусства. Чтобы собирать их, нужны десятки или даже сотни тысяч долларов, скажете вы. Совсем необязательно, стартовая цена может составлять и $5000, и $1000. Главное, конечно, угадать, что будет расти в цене.

Новый рынок.

Артдилеры все активнее работают с новым поколением инвесторов — теми, кто хочет купить картину или скульптуру и потратить на это лишь несколько тысяч долларов. Даже ведущие аукционные дома решили побороться за клиентов в нише недорогих предметов искусства. В последние месяцы аукционный дом Christie»s утроил количество продаваемых картин и предметов антиквариата для «домашнего пользования» стоимостью до $1000. А недавно на выставке картин, проходившей в Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк) , более 20 коллекционеров заинтересовались работами испанского художника Эрнесто Кевано и готовы были выложить по $3000 за картину. А ведь некоторые из них раньше даже не видели его произведений!

Заняться артрынком — непростая задача, особенно если вы начинающий коллекционер и не готовы отдать за один экспонат больше нескольких тысяч долларов. Велика вероятность, что вам вручат второсортную статуэтку или картину с изображением какой-нибудь собачки. И есть опасность, что, даже если приобретение и придется вам по душе, его цена со временем может упасть. Начинающим инвесторам приходится сталкиваться с владельцами картинных галерей, в профессиональном сленге которых сам черт ногу сломит. ( «А вы знаете, как богемный анархизм дадаистов повлиял на иррациональные конфигурации в работах Дали? «) Также трудно угадать, какое из произведений со временем хотя бы не подешевеет.

Конечно, вам порекомендуют купить то, что придется по вкусу. Но этого мало. «Никто не станет покупать картину, которая не прибавит в цене и которую невозможно будет потом перепродать», — говорит Андреа Рич, директор Окружного художественного музея Лос-Анджелеса.

Чтобы помочь новичку разобраться, как с наибольшей пользой инвестировать в недорогие предметы искусства, The Wall Street Journal провела исследование этой ниши рынка. Отсеяв совсем мелкую рыбешку, было решено сконцентрироваться на ценовом сегменте до $5000 — специалисты посчитали, что при наличии такой суммы можно говорить об инвестиционном потенциале приобретений.

WSJ опросила смотрителей музеев, владельцев галерей, коллекционеров, консультантов по искусству и специалистов по аукционам. По мнению экспертов, рынок произведений искусства можно разделить на четыре группы, где за $5000 уже сегодня можно сделать серьезное приобретение.

Многих настораживает столь низкая цена картины, они пытаются понять, «что в ней не так».

Если это работа известного художника, возможно, в ней есть царапины и изъяны. ( «Небольшие сгибы и несколько маленьких пятен», — говорится, например, в описании картины Роберта Раушенберга стоимостью $1000 в одном из каталогов. ) Бывает, эксперты расходятся во мнении относительно признанности автора (и тогда эскиз Кейта Харинга, известного художника, рисующего в стиле граффити, можно приобрести всего за $4500). Кроме того, стоимость картин подающего надежды художника может быть невысокой, если галерея, где он экспонируется, обанкротилась.

Поэтому придется перелопатить кучу информации, прежде чем вы сможете купить картину Роя Лихтенштейна в стиле поп-арт за $4500, повесить ее в гостиной и сказать друзьям, что она не только стоит дешевле, чем их телевизор с плазменным экраном, который скоро устареет, но и является выгодным вложением средств. Кстати, по цене плазменного телевизора вполне возможно купить и картину Пикассо.

Живопись XX в.

Цены на картины ХХ в. , в коих в свое время не было недостатка, пошли в рост — век-то закончился. Теперь появляется возможность заполучить картину известного мастера, жившего в прошлом веке, а это важно для роста ее стоимости. Недавно Sotheby»s выставил на продажу эстамп Энди Уорхола «Джекки II», написанный в 1966 г. и изданный тиражом 200 экземпляров. Начальная цена составила $3500. Аналогичные эстампы Уорхола дорожают на 50% в год.

Во многом это объясняется ростом спроса на произведения современных художников и вытеснением части коллекционеров из верхнего ценового сегмента. В прошлом году объем продаж печатной графики на крупнейших аукционах в Нью-Йорке вырос на 35% до $31 млн. Принять участие в торгах можно и на веб-сайтах компаний Eyestorm и eBay. Правда, опытные коллекционеры с недоверием относятся к такой торговле. «Нужно самому видеть товар», — говорит Дэйв Уильямс, бывший председатель совета директоров управляющей компании Alliance Capital Management; ему принадлежит одна из крупнейших частных коллекций печатной графики — около 5000 произведений. Что касается Пикассо, в рассматриваемом ценовом диапазоне можно купить его картины 60 — 70-х гг. Это, конечно, не «голубой период» творчества художника, но интерес к ним в последнее время растет. Эксперты советуют приобретать автопортреты художника, а вот откровенно эротические картины, по мнению специалистов, теряют в цене. И постарайтесь достать картину с авторской подписью.

Перед покупкой попросите осмотреть картину (а если покупаете через Интернет или по почте, узнайте, можно ли вернуть покупку). Повреждения, пятна, сгибы могут вдвое снизить стоимость картины, отмечает эксперт Sotheby»s Кристофер Гэйллард. Обратите особое внимание на края картины — продавцы иногда прячут дефект за красивой рамкой. Также узнайте, какое место это произведение занимает в творчестве художника. Некоторые картины пишутся для раскрытия смысла более важных работ, они-то и будут дорожать.

Цветные фотографии.

Хотя черно-белые снимки Ансела Адамса и Мана Рэя появились в галереях уже десятилетия назад, от цветных фотоснимков хранители музеев воротят нос, считая их не более чем яркими картинками. При таком подходе и «перепроизводстве» в конце 1990-х гг. цены на цветные фотографии не росли. Но главное на этом рынке -время. С прогрессом растет качество фотографий, а с ним и цены. На рынок выходят серьезные коллекционеры. Марти Маргульес, менеджер по недвижимости, чья вилла в Майами увешана картинами Лихтенштейна, Ротко и де Кунинга, начал покупать современное фото в 1998 г. «Сегодня это единственное направление, где еще можно недорого приобрести выдающиеся работы», — говорит он.

Проверьте подпись. Чаще всего она сделана карандашом на полях. Выясните, сам ли автор напечатал снимок, — некоторые поручают это ассистентам. Один и тот же снимок может быть напечатан в 20 экземплярах — возможно, в другом салоне вы купите его дешевле.

Латиноамериканская живопись.

Популярность направления объясняется желанием американских музеев привлечь внимание растущего испаноязычного населения. По оценке специалистов, цены здесь растут в среднем на 20% в год. Постоянные политические перевороты, наркокартели, экономические взлеты и падения, наблюдаемые в регионе не одно десятилетие, легли в основу творчества художников, самые выдающиеся из которых — бразильские и колумбийские. Неудивительно, что крупнейшие галереи латиноамериканской живописи находятся в Майами и Лос-Анджелесе.

Главное здесь — раритет и «маститость» автора. Работы художников, даже молодых, но отмеченных на престижных выставках, наверняка будут в цене.

Антиквариат.

Обращаясь к антиквариату, важно не только опасаться подделок. Необходимо удостовериться, что картина не была украдена. От ошибки не застрахованы даже специалисты. На аукционе Christie»s в декабре 2003 г. за $276 000 был продан портрет, написанный во времена Римской империи. Было заявлено, что картина более 100 лет принадлежала немецким коллекционерам. Когда в дело вмешался Интерпол, выяснилось, что она была украдена из итальянского музея в 1998 г.

Но там, где риск, есть и шанс купить по дешевке. На крупнейшем аукционе антикварного искусства в Adriane Gallery в Нью-Йорке были выставлены небольшие римские статуэтки по низкой начальной цене. В результате они были проданы по цене $5000 и ниже. «Мы жертвуем ценой для привлечения новых покупателей», — объясняет президент галереи Торком Демирджан. Пусть вас не отталкивает слово «фрагмент». Это может быть часть статуи, например ступня. «Что тоже очень романтично», — замечает Джек Джозефсон, председатель Международного фонда художественных исследований.

В отличие от других сегментов рынка искусств как раз здесь повреждение экспоната вовсе не уменьшает его цены. Антикварные картины без каких-либо повреждений должны заставить вас задуматься: скорее всего это XVII в. , а не VII в. , или же над картиной очень хорошо поработали реставраторы.

Брукс Барнс

Ведомости 16 апреля 2004 № 66 (1106)

Ведомости

*