Привычный с недавних пор для россиян гастарбайтер — это не только узбек или таджик с лопатой в руках на московской или питерской улице. Наши соотечественники в поисках заработков тоже разъезжаются по миру. Трое молодых студентов из Самары вернулись недавно из США, где подрабатывали настоящими гастарбайтерами…

Привычный с недавних пор для россиян гастарбайтер — это не только узбек или таджик с лопатой в руках на московской или питерской улице. Наши соотечественники в поисках заработков тоже разъезжаются по миру. Часто им приходится заниматься там именно тем неквалифицированным трудом, от которого они отказываются на родине. Трое молодых студентов из Самары вернулись недавно из США, где подрабатывали настоящими гастарбайтерами.

Самарские студенты Александр Шер, Петр Сластенин и Михаил Семеной недавно вернулись из Америки. Теперь их компьютеры забиты пейзажами Лос-Анджелеса и сюжетами на производственные темы. Вот Александр с Петром красят стену какого-то дома. Заляпаны краской с головы до ног. У их компаньона Михаила на краску аллергия, поэтому тот устроился помощником официанта, а проще говоря, мойщиком посуды в ресторан. А вот — самарские студенты на голливудском Бульваре звезд на берегу Тихого океана.

В Штатах ежегодно трудятся десятки тысяч студентов из разных стран мира. Среди них все больше появляется молодых людей из России. Есть компании, которые организуют эти поездки по так называемым студенческим трудовым визам. Нашим героям помогал самарский филиал одной из таких фирм. Сначала прошли собеседование. Потом началось оформление загранпаспорта и прочих документов. Обязательное условие: студент должен перейти на следующий курс без «хвостов». В посольстве США в Москве перед выдачей визы к тому же оценили знание английского.

Работу ребятам подобрала та же фирма. Она же заказала и гостиницу в Лос-Анджелесе. Эти услуги обошлись в пределах тысячи долларов. Столько же — льготный студенческий билет до США и обратно.

И вот наши герои в Америке. Никто не встречает и не опекает — полная свобода. Гостиница с удобствами в коридоре — оказывается, и там еще есть такие — стоит двадцать долларов в сутки для каждого. Показалось дороговато. Нашли жилье подешевле: двухкомнатную квартиру в шикарном доме с бассейном и паркингом за тысячу двести долларов в месяц. Зато набились в нее вшестером, объединившись с двумя земляками-студентами из Благовещенска и поляком Себастьяном. На каждого вышло в сутки около семи долларов. Из экономии шестимесячную аренду (более короткий срок хозяев не устраивал) оформили на двоих. Правда, с ребят взяли еще тысячу двести баксов на случай каких-то поломок или царапин. Предупредили, что эти деньги не возвратят, если квартиранты съедут раньше. Пришлось согласиться и с таким увеличением расходов.

Купили надувные матрацы, потому что в комнатах не было ни кроватей, ни прочей мебели, и чашки-ложки. Но кормиться пришлось в основном с помощью американского общепита.

— Всякие там хот-доги и прочая дрянь обходилась нам в пределах десяти долларов в день, но вскоре она уже не лезла в рот, — вспоминает Петя Сластенин. — Такая американская еда просто убойна для российского желудка. Поэтому мы иногда дома сами делали пельмени, жарили картошку…

Малярничали по пятнадцать часов в сутки. Заделывали дыры в стенах домов. Зачищали и красили рамы. В конце рабочего дня едва добирались до матрацев. Контролировала работу тридцатилетняя американка по имени Бобби. Отношения с ней сложились дружеские. Девушка, когда истек срок контракта, даже покатала ребят на своей машине по окрестностям Лос-Анджелеса, но переделывать работу, если что ей не нравилось, все равно заставляла. Платили студентам по семь долларов за час. В итоге за два с половиной месяца работы маляры Александр и Петр получили почти по пять тысяч долларов. Примерно такая же почасовая оплата была и у помощника официанта Михаила Семеного. Он тоже пахал чуть ли не круглыми сутками. В итоге у него вышло примерно на тысячу баксов больше за счет чаевых. Основную их часть получал американский официант. В конце смены отстегивал русскому «негру», на которого приходилась самая тяжелая работа, лишь десятую долю.

Этим летом Михаил опять собирается за океан. Александр и Петр планируют поработать в Америке через год. Ребята советуют на тихоокеанское побережье США отправляться в начале июня, когда там легче найти работу. Если прилично знаешь язык, лучше устроиться официантом. Малярничать не самое доходное занятие, но и с краскопультом в руках тоже не пропадешь.

Петров Александр соб. корр. «Труда»

Самара

Trud № 002 за 11.01.2008

Trud

***