Нижегородские дилеры российских автозаводов начинают переходить к более цивилизованным формам торговли автомобилями: вместо крытых или открытых стоянок они возводят полноценные автосалоны. Их подталкивают к этому автозаводы и все большая взыскательность покупателей.

По информации участников рынка, в Нижнем Новгороде девять автосалонов, торгующих отечественными и иностранными автомобилями, и девять центров, торгующих только иномарками. Объем продаж автомобилей в Нижегородской области по итогам 2003 г. оценивается в 5,7 — 6,4 млрд руб.

Ежемесячно в области продается около 600 автомобилей марки «ГАЗ», 800 — «ВАЗов», около 200 «Ижей», 50 — 70 автомобилей «Ока». В 2003 г. было продано около 2500 новых иномарок.

Об открытии новых автосалонов объявили три нижегородских компании. Фирма «Луидор» хочет построить два автосалона по продаже «Волг» и «Жигулей», рассчитанные на выставку 10 автомобилей каждый. Мультибрэндовые салоны на 20 автомобилей начинают строить компании «КитКар» и «Агат». До сих пор у каждой из этих компаний торговля шла с открытых либо закрытых стоянок. Инвестиции в открытие одного салона в компаниях оценивают в сумму около $1 млн.

По словам коммерческого директора «Луидора» Виталия Крючкова, строительство автосалонов в первую очередь связано с требованиями производителей. Генеральный директор фирмы «КитКар» Александр Гринченков поддерживает коллегу и надеется, что новый автосалон позволит увеличить объемы продаж.

Расширяет свою сеть и фирма «ТСС» (продажа отечественных автомобилей «ГАЗ», «ВАЗ», «Иж», «Ока», «УАЗ») , которая в мае откроет уже третий автосалон на 20 машин на выезде из Нижнего Новгорода в районе Зеленого города.

Заместитель генерального директора фирмы «Нижегородец» Сергей Лимонников считает, что преимущества автосалонов перед стоянками налицо. Сам «Нижегородец» открыл автосалон по продаже автомобилей «ГАЗ», «ВАЗ» и иномарок еще в ноябре 2003 г. «Покупатели сейчас предпочитают не ходить на стоянку, особенно в зимнее время, — говорит Лимонников. — В это время продажи со стоянок падают на 50%. В салоне эта сезонность пропадает, нам даже не пришлось идти на традиционное снижение цен [зимой]».

В этом году «Нижегородец» начнет строительство второго автосалона на 15 — 20 машин, в котором будут представлены «Шевроле-Нива», Opel, Fiat и Daewoo.

Активно осваивают местный рынок и дилеры иномарок. По словам директора по маркетингу московского «Рольф Холдинга» (официальный дистрибьютор Mitsubishi) Валерия Тараканова, фирменный автосалон — это стандартное требование производителя. «Но Mitsubishi допускают продажу своей продукции и в мультибрэндовых салонах», — уточняет Тараканов. А директор фирмы «Автомобили Баварии» Дмитрий Колыванов говорит, что BMW регламентирует цвет одежды и даже потолка в фирменном салоне.

Местные производители постепенно приближаются к стандартам западных автоконцернов. ГАЗ только недавно унифицировал требования к дилерам. Для демонстрации новых правил в начале года в здании заводоуправления был открыт фирменный салон предприятия, в котором проходят стажировку представители дилерских компаний. Пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой подчеркивает, что предприятие не стремится к тому, чтобы дилеры продавали в автосалонах исключительно «Волги» и «ГАЗели». «Главное — чтобы автомобили «ГАЗ» были отделены от машин других марок», — уточнил пресс-секретарь.

Требования российских автозаводов связаны в первую очередь с желанием изменить объемы продаж своей продукции. Так, по данным дилеров, если объем продаж иномарок постоянно растет (в I квартале рост составил 180% ), то отечественных автомобилей продается год от года примерно одинаковое количество.

Рост спроса на иномарки дилеры объясняют по-разному. По мнению Лимонникова, развитие системы кредитования привело к тому, что иномарки стали доступнее, и системы кредитования постоянно совершенствуются. «Первоначальный взнос за автомобиль составляет 20% (год назад было 30% ), а ставки за год упали до 12% в рублях», — говорит менеджер.

Менеджер компании «Автолига» (дилер Peugeot, Audi, Honda) Игорь Гаврилов добавляет, что спровоцировал спрос и падение курса доллара особенно на машины, цены на которые номинированы в долларах.

Как считает Тараканов из «Ролф-Холдинга», не последнюю роль играет и рост доходов населения. В Нижегородской области продажи Mitsubishi в прошлом году увеличились в 2,3 раза и составили 200 автомобилей. «Ну и обеспокоенность долларовой инфляцией тоже сыграла свою роль — люди инвестировали либо в недвижимость, либо в автомобиль», — считает менеджер.

Екатерина Чичурина

Ведомости — Нижний Новгород

16 апреля 2004

N 66 (1106)

Ведомости

*