Обезьяны платят за секс?
Похоже, одна из древнейших профессий может оказаться еще древнее, чем мы думали: исследователи пришли к выводу, что самцы макак «платят» самкам за доступ к их телу и что по мере увеличения количества доступных самок текущая стоимость услуги снижается.
Если верить докладу «Плата за секс и брачный рынок у макак» («Payment for Sex in a Macaque Mating Market»), который был опубликован в декабрьском выпуске Animal Behaviour, самцы из стаи, включающей в себя около 50 длиннохвостых макак и обитающей на Центральном Калимантане (Индонезия), «оплачивали» секс услугами по уходу за телом самок. Исследователи, которые наблюдали за обезьянами около 20 месяцев, выяснили, что самцы предлагали свои услуги авансом, как своего рода прелюдию. И эта тактика приносила плоды. После чистки шерсти самки ее партнером-самцом половая активность первой возрастала более чем в два раза – до 3,5 раз в час по сравнению с обычными 1,5. Исследование свидетельствует и о том, что количество времени, которое самцы тратят на чистку, зависит от количества доступных в данный момент самок. Чем больше у самца шансов на успех, тем меньшего внимания удостаиваются самки. Хотя приматы уже были замечены в обмене услуг по выискиванию блох на корм и уходу за детенышами, ученые впервые стали свидетелями такого рода обмена между самками и самцами приматов в сексуальном контексте, говорит ведущий исследователь Майкл Гумерт из Технологического университета Наньянг в Сингапуре. Стало быть, количество времени, которое самец макаки «вкладывает в (свою) партнершу», в значительной степени зависит от количества доступных в данный момент самок.
У нас, как у более развитых приматов, может возникнуть соблазн интерпретировать это открытие в циничной манере. Но автор исследования предлагает более благосклонную трактовку: этот обмен у макак просто является отражением остроумной системы взаимодействия, которая позволяет осуществить успешное спаривание. В основе этой идеи, по словам Гумерта, лежит биологическая рыночная теория, в которой действуют основные принципы баланса спроса и предложения. В приложении к свободной сексуальной жизни длиннохвостых макак она означает, что цена, которую одна группа готова платить за имеющийся у другой группы товар, зависит от дефицита или избытка этого товара на рынке.
По мнению ученых, самки макак также могут использовать выщипывание блох, стараясь установить социальные взаимосвязи в рамках данной группы в интересах своего потомства или с целью отвлечь и успокоить самцов, которые после совокупления становятся агрессивными. Действительно, когда самки макак искали блох у самцов, половая активность последних в результате их действий снижалась.
Не составляет труда выстроить параллели между брачными ритуалами обезьян и людей, но Гумерт предостерегает читателей от поиска в исследовании того, чего там нет. В докладе не делается никаких выводов о том, что эти наблюдения за обезьянами означают применительно к миру людей. В самом деле, каким именно образом ученые должны экстраполировать особенности поведения обезьян на людей и стоит ли вообще это делать – это, по словам Гумерта, «большой вопрос». Конечно, наши поступки в значительной мере объясняются физиологией, но на них также влияет культура и среда. «Как же провести границу?» – задается вопросом Гумерт.
Данный вопрос является коренным для подобных изысканий. Наука в состоянии продвинуться в понимании социального устройства у длиннохвостых макак, что особенно важно в свете того, что эти животные быстро вытесняются из своего естественного ареала обитания в Азии. Но задача выяснить, насколько этот рыночный подход применим к социальной среде других животных, в том числе и людей, по словам Гумерта, еще долго останется неразрешенной. А пока эта тема, по крайней мере, может стать предметом наводящего на размышления интимного разговора.
***