Синдром граненого стакана. Как выпить так, чтобы утром не было мучительно больно?
По подсчетам ученых, примерно 80% взрослого трудоспособного населения России употребляет спиртные напитки. И, как нетрудно догадаться, соотечественники предпочитают заливать в себя то, что покрепче. А меру знают далеко не все, и рано или поздно почти к каждому выпивающему прилетает известная птица отряда “перепИлиных”.
Отчего возникает похмелье и как бороться с этим недугом, “МК” выяснял с помощью не только наркологов, но и психологов.
Не от качества, а от количества?
Есть один старый анекдот:
— Что будет, если из России пропадет вся водка?
— В природе ничего не исчезает бесследно. Если “беленькая” из России вдруг испарится, значит, где-то “всплывет”. А там, где она появится, и будет Россия…
Впрочем, пока такой проблемы у нас явно нет. Скорее, наоборот, у соотечественников разбегаются глаза от изобилия спиртного. Не так давно мы преодолели барьер “выпивки” в 9,5 литра чистого спирта на душу населения в год. Это только по официальным данным, по неофициальным — все 18 литров (для справки: в “хорошие годы” бывшего СССР мы доходили всего до 3,5 литра). Когда Всемирная организация здравоохранения подсчитала наши литры, она не то чтобы прослезилась, но констатировала: “Нация не просто нездорова, а чуть ли не вымирает”. Кстати, и наркологи в большинстве своем уверены, что печальную статистику отравлений алкоголем делают не только употребление суррогатов, но и банальное незнание меры. Потому как, выпив ведро даже очень качественной водки, можно запросто отправиться к праотцам.
Ситуацию с алкоголизацией населения сегодня “модно” обсуждать на “круглых столах” медиков, бизнесменов и политиков. Девиз у всех один: нужно прививать культуру пития. Результат в принципе тоже один: ничего не меняется.
Зато практически все сходятся в одном мнении: “Нигде в мире нет такого дорогого дешевого алкоголя. И наоборот”.
Если расшифровать, то ни в одной стране мира натуральное вино не стоит таких денег, как у нас. Водка же, напротив, очень дешевая. Но всем понятно: подними в России стоимость “беленькой”, и народ запросто пересядет бог знает на что. А в том, что это “бог знает что” найдется, и сомневаться не приходится.
Отчего мы пьем?
Принято считать, что народ больше пьет где-нибудь в глубинке, а не в крупных городах. И отчасти это так. Однако только отчасти. Потому как регионы и мегаполисы заливают практически одинаково, только структура потребления алкоголя разная. Там, где доходы ниже, в ход идет дешевая водка (причем порой с так называемой третьей смены заводов — с которой не уплачен акциз, а также откровенно левая), в столице же упиваются всякой экзотикой — рынок того же виски за последние годы вырос в разы. И причина тут не только в том, что “много всего вкусного”.
— Низкая устойчивость к стрессу, стремление использовать алкоголь, чтобы “забыться”, “успокоиться”, повысить настроение, получить так называемый кайф, облегчить более быстрый контакт с другими людьми, тяга к откровенному общению и признанию в группе — вот современные причины того, что люди хотят выпить, — обрисовал ситуацию в разговоре с “МК” Евгений Шапошников, профессор нейропсихотерапии Института повышения квалификации врачей ФМБА и Мюнхенского университета.
Дальше, как говорится, больше. Хорошо, если с помощью алкоголя человек познакомился, самоутвердился или просто повеселился, но что делать, когда подозрительно хочется веселиться и веселиться? Как уверяют эксперты, прозрение того, что можно стать пьяницей, наступает далеко не у всех. “У людей, страдающих алкоголизмом даже на поздних его стадиях, развивается так называемый синдром анозогнозии, то есть неосознание своего опасного недуга и даже отрицание его.
Этот феномен проявляется во время “бытового пьянства” в типичных заявлениях: “Я пью, как все”, “У меня нет никакого алкоголизма”, “Я в любой момент могу остановиться, завязать без всяких наркологов и психотерапевтов”, — уверяет профессор Шапошников. И добавляет: “По мере биохимического и даже “на клеточном уровне” повреждения алкоголем мозговой ткани и медленно развивающегося снижения интеллекта и самоконтроля развивается некритичное отношение к себе, своему будущему, семье, профессиональному окружению. Человек “опускается”. Привычный и давно сложившийся круг повседневного общения редеет. Появляются новые “друзья-собутыльники”. В том числе асоциальные типажи”.
Интересно, что врачи-психотерапевты совершенно серьезно подразделяют алкоголиков на самостоятельные группы. Как выяснилось, есть “тихие пьяницы” и “шумные гуляки”. Встречаются, правда, и смешанные типы.
В общем, так или иначе, эскулапы утверждают: на первом этапе выпивка все время доставляет ощущение эйфории и приятного настроения, но это может быть совсем не надолго. Как только почувствовали, что после гулянки “почему-то” хочется снова выпить, пора бить тревогу. Кстати, даже если вы совсем не причисляете себя к разряду “изрядно выпивающих”, но все же иногда случается “пофестивалить”, похмелье алкоголем лучше не снимать. Как это ни странно.
Головка бо-бо, денежки тю-тю
“Иди супа остренького поешь. Может, харчо или солянки, только перца побольше насыпь. Тогда организм с головы на желудок переключится” — такими напутствиями сопровождал в кафе мой бывший начальник своих перебравших накануне подчиненных. Надо сказать, что кому-то помогало, кому-то, мягко говоря, не очень. Но бывший шеф был отчасти прав. От того, что мы съедим и выпьем на следующий день после застолья, зависит не только день грядущий, но порой и вся рабочая неделя. А уж о недавно закончившихся (кому повезло —!) новогодних праздниках и говорить не приходится.
“Во-первых, попробуйте побольше поспать. Если не получится, то вставайте и принимайте контрастный душ. Может, не спасет окончательно, но взбодрит однозначно”, — говорит директор российского НИИ здоровья доктор медицинских наук Владимир Нужный. Впрочем, водные процедуры — действительно первое, что приходит на ум. Вот только не “сверху”, а “внутрь”. Но хватать в руки графин с кипяченой водой — совершенно бесполезное занятие. Поскольку эта жидкость абсолютно мертвая и может сослужить лишь медвежью услугу. С похмелья организм страдает не только от интоксикации, но и от недостатка калия и натрия. А потому, если не удосужились сделать это с вечера, то вперед в магазин за минералкой!
— Как ни парадоксально, но с закислением крови борются острокислые средства: кислые щи, капустный и огуречный рассолы. Если при консервировании был добавлен уксус — не страшно. Было недавно доказано, что уксусная кислота, правда, в умеренных дозах, тоже борется с похмельем. Поможет сбалансировать кислотность и чай с лимоном и медом. А от “революции” в животе спасет кефир, — наставляет нарколог Нужный.
С кофе же нужно быть осторожными. Мозг ароматный напиток, конечно, простимулирует, но может дать и побочный эффект в виде трясущихся рук. Алкоголь в качестве средства избавления от похмелья, по уверению врачей, абсолютно недопустим. Для и без того измученных борьбой с “градусом” внутренних органов он сущее наказание. Нельзя на больную голову и курить. Как выражается один мой знакомый врач, “если бы вы могли видеть, что происходит с вашим бедным желудком…”
И, конечно, всем понятно: чем качественней напиток, тем меньше шансов лежать пластом на следующий день. А потому совет один: к выбору спиртного нужно подходить с осторожностью.
ЭКСПЕРТ “МК”
Евгений ШАПОШНИКОВ, профессор нейропсихотерапии Института повышения квалификации врачей ФМБА и Мюнхенского университета.
— Евгений Александрович, что такое алкоголизм с точки зрения психологов и психотерапевтов?
— Хроническое заболевание психики и нервной системы. А в дальнейшем — всего организма, обусловленное постепенно нарастающей психологической и биохимической зависимостью и трудно преодолимой тягой к систематическому употреблению спиртного. И, что интересно, не обязательно в чрезмерных количествах.
На развернутых стадиях алкоголизма имеет место неразборчивое употребление всевозможных составов, содержащих этанол (средства для протирки стекол и т.д.).
Родителям следует быть особенно внимательным к детям старше 13—14 лет, особенно в тех социальных средах, где употребление алкоголя считается нормальным проведением досуга. Надо присматриваться к их друзьям, отслеживать, где и как развлекаются не только сыновья, но и дочери (у девочек склонность к пивному алкоголизму развита в большей степени, чем у ребят). Следует твердо знать, что женский алкоголизм протекает значительно более скрытно и формируется значительно быстрее, чем у мужчин. И ведет к личностному разложению и сопутствующим заболеваниям.
Три степени опьянения
Принято считать, что первая стадия опьянения наступает через 30—45 минут, а иногда и раньше после первого “принятия”. Ее верные признаки: повышенная общительность, устранение “скованности”.
Вторая — чуть позже. По мере “продолжения банкета” и употребления спиртного, даже если это так называемые благородные вина, наступает ухудшение координации движений.
Бестактное поведение и необдуманные высказывания, ведущие к обидам и оскорблениям, ссорам и дракам, — вот третья ступень, по мнению психологов.
Завершает “праздник жизни” патологический (наркотический) сон.
ссылка на статью
***