В январе 1889 самарская справочная книга-календарь на 1889 год опубликовала очерк о санитарном состоянии Самары врача В.О. Португалова. Вениамин Осипович, в частности, писал: «…вода самарского водопровода только годна для поливки улиц и дворов и для удаления с почвы всякого рода нечистот…».

Водопровод в Самаре начал действовать 11 января 1887 года. И с первых дней в городе стали исследовать химический состав подаваемой воды. Данные анализов позволили городскому голове П.В. Алабину считать, что «…означенная вода с избытком удовлетворяет всем требованиям, какие гигиена предъявляет к воде, употребляемой в пищу».

Однако вскоре ему пришлось признать, что подаваемая вода очень жесткая. Она забиралась из шахтных колодцев на берегу Волги выше Жигулевского пивоваренного завода. В них накапливалась вода, прошедшая через донные отложения реки, и грунтовая. Пройдя через карстовые породы, она становилась высокоминерализованной, более жесткой, чем в самой реке. Поэтому уже в декабре того же 1887 года водозабор был перенесен непосредственно в Волгу. Но и такая мера не очень улучшила качество воды, о чем и писал В.О. Португалов. И снова вода самарского водопровода подвергается химическому анализу. На этот раз его выполняет профессор Ф.Ф. Эрисман, положительное заключение которого публикуют в двух номерах «Самарские губернские ведомости» за 1889 год.

Однако заключение профессора не снимает главной проблемы – жесткость воды все еще высока. И 20 июля того же года через «Самарскую газету» городская управа пригласила желающих рыть пробные колодцы на незатопляемом берегу Волги возле водопроводного здания. Город начал поиски мягкой воды, пригодной не только для тушения пожаров и поливки улиц.

*