Церковь и христианское мировоззрение не противоречат понятиям: развитое экономическое общество, передовая экономика, высокий уровень жизни и прочее. Но ведь и каждый из нас согласен и убеждался не раз, что рай на земле построить невозможно, тем более рай для всех. А между тем в погоне за временными благами мы забываем о самом дорогом — о своей душе, дарованной нам Богом… (Полный текст Рождественского послания)

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО СЕРГИЯ,

АРХИЕПИСКОПА САМАРСКОГО И СЫЗРАНСКОГО

БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ

И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся,

Ангели и человецы духовно да торжествуют: яко

Бог во плоти явися, сущим во тьме и сени седящим»

(Стихира литии праздника)

Сегодня радостное событие у нас с Вами, дорогие во Христе отцы, братия и сестры. Ныне Святая Православная Церковь празднует величайшее спасительное и радостное событие: пришествие в мир Солнца Правды – Христа, Бога нашего.

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1,14). Так святый апостол и Евангелист Иоанн повествует о Воплощении Слова – Сына Божия и о пришествии Его на землю.

Много веков прошло после грехопадения прародителей, после того, как человек лишил себя непосредственного общения с Богом. Менялись поколения, и люди теряли первоначальную духовную чистоту, отдалялись от Единаго Истинного Бога. Только малая часть человечества хранила и передавала потомкам веру в обетование Небесного Отца о Мессии и ожидала Его пришествия в мир. И вот обетование, данное верным, свершилось. Бог по неизреченной любви к людям «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную», чтобы через него спасён был мир, чтобы соделать верующих в Него чадами Божиими, наследниками Царства Небесного (Ин. 3, 16-17; Гал. 4, 4-5).

Господь наш Иисус Христос нисходит на землю, благоволив нас ради, человеков, и ради нашего вечного спасения воспринять человеческое естество и, соединив его с природой Божественной, дать возможность единения человека с Богом.

И хотя Рождество Спасителя совершилось вдали от людей, в бедной Вифлеемской пещере, в ночной тишине, очень быстро оно стало достоянием всей вселенной. Ибо, Рождество Христово положило начало обновлению мира, начало новому благодатному общению с Богом, оно дало нам «утешение вечное и надежду благую во благодати» (2 Фес. 2,16).

Родившийся Господь указал нам цель и смысл жизни, ибо Он – наша Истина, Жизнь и Путь нашего спасения (Ин. 14, 6). Слово Отчее сошло на землю – это значит, что Оно сошло к нам, людям. Христос приблизился ко всякому человеку. Теперь каждый из нас может видеть Его Пречистый образ, слышать Его дивные слова, записанные во Святом Евангелии, в посланиях святых апостолов, участвовать в совершении Бескровной Жертвы и вкушать Тела и Крови Христовых.

Христос, воплотившийся нашего ради спасения, ныне вечно пребывает с нами. Благодатию Своею Он освящает всё наше существо, очищая его от всякой скверны, умиротворяет его и животворит, укрепляет нас в скорбях и искушениях. С тех пор радость Рождественской ночи объединяет всех христиан, вселяя в них надежду на духовное возрождение и установление на земле благой воли Божией. И потому ангельский гимн, возвестивший о мире на земле, является для всех нас призывом трудиться над созиданием Образа Божия в своих душах, дабы мы могли по примеру Спасителя отложить от себя «ветхого человека, облещися же в нового».

Современный секулярный мир готовит много соблазнов и искушений для христиан. К сожалению, многие из наших соотечественников во главу угла своего земного бытия ставят не духовное совершенствование и не стяжание духа любви, мира и согласия, которые принёс нам Христос. Вместо этого бытует и всячески муссируется средствами массовой информации идея достижения каждым из нас высокой степени благосостояния, достижения власти, богатства и удовлетворения только своих материальных потребностей.

Церковь и христианское мировоззрение не противоречат понятиям: развитое экономическое общество, передовая экономика, высокий уровень жизни и прочее. Но ведь и каждый из нас согласен и убеждался не раз, что рай на земле построить невозможно, тем более рай для всех. А между тем в погоне за временными благами мы забываем о самом дорогом – о своей душе, дарованной нам Богом. Не отсюда ли в нашем обществе кризис семейных и духовных ценностей? Не потому ли высок у нас среди молодежи уровень преступности, безнравственности, пропаганды греха и порока? Да и многие из современных христиан поступают вопреки заповедям Христовым, вопреки праву и нравственным законам. Значит, не только материальные ценности и достижения научно-технической и экономической революции в нашем обществе формируют личность, но и духовные ценности должны созидать её и быть приоритетными, ибо они во все времена были основой культурного ядра нашей нации.

Именно благодаря тому, что в течение тысячелетия наш народ православную идею гармонии духовного и материального, идею симфонии двух властей, воплощал в жизнь своим бытием, он и был всегда успешным и благополучным в мире. Когда же он воспринял чужеродные ему идеи, он утратил облик богоносца, а вместе с ним – социальное и материальное благополучие.

Посему призываю каждого из вас трудиться над восстановлением образа Божия в наших душах, возвратиться к своим духовным истокам и ценностям наших предков. Наши клирики и монашествующие всегда будут по мере сил созидать согласие между людьми разных социальных слоёв и мировоззрений, побуждать власти и общество к мирному разрешению экономических и политических проблем, к построению достойной жизни, к заботе о каждом человеке, живущем на прекрасной Самарской земле.

Дорогие братия и сестры! В минувшем году исполнилось 90 лет со дня восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Великий наш святитель – Патриарх Московский и всея России Тихон в слове, произнесённом летом 1918 года, сказал: «Спасение России – в Церкви Божией, в вере нашей в Бога. Она только может нас спасти и избавить от тех несчастий, которые всюду окружают нас. Конечно, нужны преобразования, нужны и реформы. Но главное – не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Была бы только крепка вера православная, только бы её не утратил русский народ. Всё возвратится ему, всё будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше …».

Эти слова актуальны для нас и сейчас, ибо в любых условиях жизни, сколь трудны бы они ни были, главное для нас в вами – это созидать и возрождать души наши, хранить веру отеческую, веру православную, ибо она ведёт нас к Царству Божию и правде его.

От всего сердца с любовию во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас, пастырей, монашествующих и боголюбивых мирян, с праздником Рождества Христова и с Новым летом благости Господней (Пс. 64, 12)!

Господь заповедал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть неленостными в молитве и в служении слабым и обездоленным. И во всём этом да будет Бог нам в помощь, и да соделает Он нас достойными озарения тем светом, который воссиял нам в Рождестве Господа и Спасителя нашего!

СЕРГИЙ,

Архиепископ Самарский и Сызранский

Рождество Христово 2007/2008 года г. Самара


*