Немецкий инженер изобрел самонастраивающуюся гитару
Желающих научиться играть на гитаре инструменте немало, но многие вскоре бросают учебу. Это связано отчасти с тем, что ученики не в силах справиться с настройкой гитары, либо это непростое занятие им страшно надоедает. Процедуру настройки проклинают не только начинающие, но и опытные гитаристы.
В марте 2007 года в павильонах Франкфуртской ярмарки прошла международная выставка гитар
«Я сам вот уже почти двадцать лет играю на гитаре, и эта вечная настройка инструмента меня, в конце концов, так достала, что я решил: нужно что-то придумать», — рассказывает гамбургский инженер Крис Адамс (Chris Adams).
С тех пор, как у гитариста-любителя лопнуло терпение, минуло десять лет. Нельзя сказать, что путь изобретателя был усыпан розами. Несмотря на отчаянные усилия, долгое время ему не удавалось увлечь своей идеей самонастраивающейся гитары ни одну из известных фирм-производителей.
Менеджеры выражали сомнение в практической осуществимости идеи, а то и просто крутили пальцем у виска. Но Крис Адамс не сдавался и нашел партнера, о котором можно было только мечтать, – американскую компанию Gibson, одного из самых знаменитых в мире производителей электрогитар.
Сотрудничество оказалось весьма успешным, и вот в начале декабря в Берлине состоялась презентация нового инструмента под названием Robot Guitar, то есть гитара-робот.
Взяв за основу свою самую популярную модель – Les Paul – компания Gibson оборудовала ее устройством, которое разработала основанная Крисом Адамсом фирма Tronical. В основе этого устройства, получившего название PowerTune, лежат пьезоэлементы – сенсоры, преобразующие механическую деформацию в электрический сигнал. Под каждой струной расположено по одному такому сенсору.
У компьютера — абсолютный слух
Крис Адамс поясняет: «Когда я ударяю по струне, она начинает вибрировать, и в результате давление на пьезоэлемент меняется. Электроника анализирует это изменение давления и определяет частоту колебания струны».
Информация от сенсора поступает в микропроцессор, интегрированный в корпус инструмента. Этот мини-компьютер сравнивает высоту тона каждой струны с заложенными в его памяти нормативными показателями. Если обнаруживается несовпадение значений, микропроцессор посылает по струнам корректирующие электрические сигналы в головку грифа.
Здесь расположен еще один микропроцессор, задача которого состоит в управлении колковым механизмом. Каждый колок гитары-робота оборудован компактным, но достаточно мощным, сервомотором. Эти моторчики и вращают колки, обеспечивая идеальную настройку инструмента.
Масса каждого такого моторизированного колка – всего 46 граммов. Вся настройка занимает не более 5 секунд, хотя этот процесс вовсе не так прост, как может показаться неспециалисту.
Оптимальная стратегия
Говорит Крис Адамс: «Каждая струна связана со всеми остальными. То есть если у меня имеется сильно расстроенная гитара, и я начинаю ее настраивать, – сначала первую струну, потом вторую и так далее, – то когда я доберусь до последней, мне придется снова начинать с первой, потому что другие струны тем временем опять расстроятся. А система PowerTune выбирает стратегию, ведущую к оптимальному результату, и следует этой стратегии.
Это — в теории. А как самонастройка функционирует на практике? Адамс берет в руки гитару и демонстрирует, насколько она расстроена. Чтобы включить режим автоматической настройки, инженер вытягивает регулятор громкости на полсантиметра из корпуса. Раньше на этом месте был регулятор громкости, а теперь здесь Master Control Knob — главная ручка управления системой.
Остается ударить по струнам, желательно одновременно по всем, и гитара сама настроится.
Встроенные в ручку управления светодиоды вспыхивают зеленым цветом, раздается едва слышное жужжание, и колки, словно повинуясь невидимой руке, начинают вращаться. Но спустя несколько секунд жужжание прекращается, светодиоды загораются ровным синим светом, и это означает, что настройка закончена.
01.01.2008
Подробнее: DW-WORLD.DE — «Немецкая волна»
***