Новости Голливуда: хороший был год!
В Америке принято, чтобы кинокритики завершали свои годовые труды составлением списков лучших картин года и небольшим комментарием по поводу основных тенденций закончившегося кинематографического года. В данном случае года 2007-го.
Обычно такой список включает 10 фильмов. Поскольку 2007 год с моей точки зрения был довольно удачным для американского кино (далее называемым Голливудом), то в отличие от ряда других лет наскрести 10 хороших и даже очень хороших картин будет сравнительно нетрудно. Естественно, мой список отражает мои личные вкусы, но, к счастью, многие из ранее отобранных мною картин были отмечены номинациями на «Золотой Глобус» и, надеюсь, 12 января пять из моих 10 фаворитов окажутся номинированными на «Оскар» в категории «Лучший фильм года». Итак, 10 лучших художественных фильмов по выбору вашего покорного слуги:
1. «Искупление». Семь номинаций на «Золотой глобус», большие шансы на «Оскар».
2. «Юность без юности» режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. Боюсь, здесь я остаюсь в гордом одиночестве. Фильм дружно проигнорирован кинематографической общественностью и специалистами.
3. «Через Вселенную». Режиссер Джули Теймур создала удивительную визуальную фантазию в этом киномьюзикле на песни «Биттлз».
4. «Скафандр и бабочка». Хотя фильм американского режиссера Джулиана Шнабеля снят на французском языке, это чисто американская продукция. Три номинации на «Золотой Глобус», шансы на оскаровские номинации.
5. «Игры дьявола». 83-летний живой классик режиссер Сидни Люмет демонстрирует почти забытое в Голливуде мастерство создания классной мелодрамы в лучшем смысле этого слова. Блестящая игра Филипа Сеймура Хоффмана в главной роли.
6. «Дикари». Тот же Хоффман (номинация на «Золотой Глобус») в паре с не менее феноменальной Лорой Линни в фильме режиссера Тамары Дженкинс демонстрируют психологическое сиротство двух американских интеллектуалов – разобщенных брата и сестры.
7. «Нет страны для стариков» братьев Коэн. Маскируясь под вестерн, этот фильм в порой гротескной форме анализирует природу насилия в Америке без всякой дидактики. Четыре номинации на «Золотой глобус».
8. «Джуно» молодого режиссера Джейсона Рейтмана по сценарию бывшей стриптизерши, говорящей по-русски (!), Дьябло Коди делает простую историю о забеременевшей школьнице лингвистическим праздником и ироническим комментарием к перипетиям современной семейной жизни. Три номинации на «Золотой глобус».
9. «Ультиматум Борна». Этот боевик может показаться слишком легковесным для такого важного списка, но я стою на своем, поскольку с чисто кинематографической точки зрения – съемки, монтаж, нарратив – картина режиссера Пола Гринграсса имеет себе мало равных.
10. «Рататуй». Номинация на «Золотой глобус». Я не большой поклонник мультипликации (ныне чаще именуемой анимацией) как жанра, но этот мультик подкупает не столько техническим мастерством, которое ждешь от фильма студии Pixar (сейчас — подразделение «Диснея»), сколько своим гуманизмом. К тому же очень уместно включить фильм, в котором крыса – главный герой, в список, оглашаемый в начале года Крысы!
Будет также справедливо назвать несколько американских фильмов, которые не вошли в мой список 10 лучших за неимением вакантных мест, но фигурируют во многих других десятках: «Гангстер», «Порок на экспорт», «Майкл Клейтон», «Нефть», «Война Чарли Уилсона», «Лак для волос», «Суини Тодд». Все они достойны упоминания и с моей точки зрения, хотя как зритель я положительно оцениваю их скорее интеллектуально, чем эмоционально.
А теперь несколько общих размышлений по прошедшему киногоду. Конечно, будет некоторым преувеличением сказать, что семерка из 2007 года перекликается с семеркой из 70-х, «Золотого века» Голливуда, когда вышеупомянутый Коппола, а также такие молодые авторы, как Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Роберт Алтман бросили вызов магнатам Голливуда своими провокационными по политике и искусству фильмами. Но все-таки 2007 год был в чем-то сродни тому славному периоду по необычному для Голливуда последних лет обилию серьезных картин.
Не все из них были художественно, как «Львы для ягнят» Роберта Редфорда, или коммерчески, как «В Долине Эла» Пола Хаггиса, успешными, но сам факт их появления на экране говорит о том, что некоторые характерные настроения в стране находят отражение в искусстве, и что находятся люди и компании, готовые финансировать эти рискованные предприятия.
Безусловно, есть потенциальные зрители для такого рода кинематографа, но многое зависит от того, смогут ли прокатчики или сами студии найти новые маркетинговые и технические способы привлечения интеллигентных зрителей к серьезным картинам.
Что касается массового искусства, которое и принесло Голливуду большую часть из заработанных им в 2007 году 9 с лишним миллиардов долларов (плюс более 23 миллиардов от продажи видеодисков с фильмами), то страхи о том, что сиквелы и триквелы популярных блокбастеров, выпущенных на экран почти в одно и то же время, «задушат» друг друга, не оправдались.
Четыре блокбастера (впервые в истории!) только в Североамериканском прокате собрали каждый по 300 с лишним миллионов долларов. Успешными были и многие другие триллеры и семейные картины, не претендующие на оскаровские лавры.
Может быть цветам высокого искусства расцветать еще рано, но почки уже явно набухают и, того глядишь, наступит весна. Помните, был такой фильм «Назад в будущее»? Предлагаю парафраз этого названия: «Вперед в прошлое!». Считайте меня ретроградом!
Сергей Рахлин
01.01.2008
***