В Северной Европе кипят споры о том, где на самом деле живет Санта-Клаус. Одни уверены, что его малая родина находится в финской Лапландии, другие – в Швеции, третьи – в Гренландии. В борьбу за право приютить рождественского деда включились Аляска, Россия и даже Киргизия. Всем им предстоит убедить малолетнюю общественность в своей правоте.

В недавнем «научном» исследовании шведской консалтинговой компании Sweco доказывалось, что с логистической точки зрения в качестве базы Санта-Клауса идеально подходит Киргизия, поскольку из этой точки планеты удобнее всего обслуживать 2,5 млрд. детей, ожидающих подарков. Дескать, Деду Морозу останется целых 34 микросекунды на общение с каждым из его маленьких поклонников. Повсюду, кроме Финляндии, шведское исследование было воспринято с юмором.

В Суоми «дедморозовский» бизнес – дело настолько серьезное и прибыльное, что в научных изысканиях Sweco местные СМИ усмотрели месть шведов за провал их усилий отнять у финской Лапландии Санта-Клауса и поселить его в шведском местечке Томтебуда (название переводится как «Жилище Деда Мороза»).

Активнее всех наступает финнам на пятки Дания со своей Гренландией. На маркетинг Ледяного острова в качестве истинной родины Деда Мороза тратятся солидные деньги. Координационную работу осуществляет Фонд Санта-Клауса в Гренландии, использующий все методы убеждения аудитории, вплоть до угрозы глобального потепления, которое не заденет лишь гренландский дом волшебного старика. Подвергается ревизии и творчество великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, когда-то непатриотично разместившего царство Снежной королевы в финской Лапландии. Главный аргумент гренландцев в борьбе за Деда Мороза – черно-белый мультфильм Уолта Диснея 1933 года The Shanty Where Santy Claus Lives, в котором четко указан домашний адрес сказочного персонажа: «Северный полюс. Гренландия». Финские конкуренты называют два главных недостатка, мешающих Гренландии стать всемирным центром Санта-Клауса: отсутствие там оленей и елок. Однако первый аргумент председатель Фонда Санта-Клауса в Гренландии Оле Лундсгаард отвергает как ложный. По его словам, «на Ледяном острове проживают аж 120 тысяч оленей, не говоря уже об уникальных обитателях местных вод – китах, разучивающих под управлением Санта-Клауса рождественские песни (киты, кстати, действительно «поют», но только по весне. – «НИ»)». А что касается елок, то их в изобилии завозят из Дании – европейского лидера по выращиванию главного новогоднего атрибута.

В отличие от роскошных апартаментов финского Санта-Клауса (кроме большого дома, в его распоряжении целая деревня и парк аттракционов), у его гренландского коллеги имеется лишь крошечный деревянный домишко в скалах на берегу залива. Удивляться тут нечему: до островного поселка Уманак, в окрестностях которого расположена избушка Санта-Клауса, массовый турист не доберется. Не много пока приходит и писем приполярному старику – менее ста тысяч в год, хотя датская почта и добилась эксклюзивного права считать «своими» все отправления «на деревню Дедушке». На конверте могут стоять лишь слова: «Северный полюс. Деду Морозу» – и послание придет в островную столицу Нуук, где местные эскимосы строчат ответы от имени своего знаменитого земляка.

Бороться с географией бесполезно, поэтому датчане придумали нестандартный способ перехватить массового рождественского туриста у финского Рованиеми. Уже за месяц до Нового года гренландский Санта-Клаус временно переселяется в Данию, где он по очереди объезжает все крупные города. В этом году Дания одержала важную промежуточную победу в борьбе с Финляндией. Визит Санты в Данию снимался для CNN. Сюжет об этом событии был показан во всем мире накануне западного Рождества.

Датчане надеются, что с помощью CNN им удастся продвинуть своего Деда на международном рынке. Фонд Санта-Клауса в Гренландии уже несколько лет выдает аккредитации Дедам Морозам из других стран, помогая им с оформлением имиджа, а также с рекламой и обучением. Условие лишь одно: при выходе в свет необходимо утверждать, что Санта-Клаус живет в Гренландии. На сегодняшний день на планете действуют две сотни Дедов из 34 государств, обязавшихся пропагандировать Гренландию в качестве малой родины Санты.

Но конкуренты, мечтающие отобрать друг у друга часть «дедовых» доходов, вынуждены действовать крайне осторожно, чтобы не погубить саму идею. Каждый год в разных странах проходят закрытые слеты Санта-Клаусов, а также стоящих за ними организаций, участники которых договариваются о правилах борьбы. Главное условие в ней – не посеять сомнений у мировой малолетней общественности в самом факте существования волшебного Деда. На практике это означает, что Гренландия не может, например, разоблачать финского Санта-Клауса как мошенника, натянувшего чужую шубу. Приходится уклончиво говорить, что «дедушка», возможно, и перебирается порой на другие квартиры, но его истинный дом здесь, среди айсбергов и эскимосов. Финны также придумали способ не повредить общему делу. Когда Санта-Клауса в Рованиеми спрашивают, не знает ли он о другом Деде Морозе, из Гренландии, тот бодро рапортует, что такой персонаж имеется. Это его дядя, который по праву носит знаменитое имя.

"Новые Известия"

***