По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александра Голутвы, итоги 2007 года для кинематографа в России не то чтобы очень успешны, но вполне удовлетворительны. Конечно, уверен г-н Голутва, «шедевров, как всегда, маловато», но зато производство вышло на вполне приличный уровень.

То есть картин снимают достаточно, и с нового года правительство уже не заинтересовано в том, чтобы повышать их количество, зато есть задача как-то перенаправить силы производителей от свободного полета к конкретным целям. То есть, сказал г-н Голутва, «период экстенсивного развития закончился».

К сожалению, теоретики проката, рассчитывающие на окупаемость российских лент при наличии примерно трех тысяч кинозалов, столкнулись с такой неприятной тенденцией: дойдя до определенного предела в полторы тысячи, рост кинозалов застопорился. Период окупаемости затрат на постройку или модернизацию кинотеатра вырос в несколько раз. Москва и Питер заполнены, города-миллионники близки к пределу заполняемости, а кинотеатры в небольших городах не рентабельны. Строить, конечно, еще будут, но прежней инвестиционной привлекательности в отрасли уже нет.

А ведь практически все фильмы сегодня у нас снимают с участием государства. Пока, впрочем, только с участием государственных денег, возвращать которые никто не обязывает: получил деньги на фильм, потратил, отчитался, а там — трава не расти. С этим в будущем году будет покончено, предупредил Александр Голутва, система господдержки требует изменения.

Прежде всего государственные деньги пойдут на создание фильмов, нужных государству. Будет объявлен конкурс на сценарий, посвященный нужной теме (кто будет эти темы определять, пока не ясно), потом к сценарию подберут режиссера, потом студию, а уж там на выделенные средства будет снят своевременный и важный фильм. Патриотический, исторический или еще какой понадобится. Под контролем государственного ока, потому что кто девушку угощает, тот ее и танцует.

Но это не все — поощрять будут студии, которые удачно снимают и хорошо продают свои фильмы, им будут выделять деньги не на один фильм, а сразу на пакет, чтобы продюсер был свободнее и успешней капитализировал средства. Понятно, что учитывать будут и заслуги студии, мнение критики и наличие фестивального успеха… Особые бонусы выделят тем, кто удачно прокатал свой фильм.

Прежняя система господдержки сохранится для трех категорий: дебютов, фильмов для самых маленьких зрителей и того, что сейчас называется авторским кино (тут критерии наиболее не четки, но делать нечего, авторским у нас сегодня называется кино и Германа, и Рязанова, и Михалкова).

Понятно, что новая система еще не отлажена и не предъявлена в подробностях. Неясно не только, кто будет выбирать темы, распределять гранты, не вполне понятно, по каким именно критериям будут выбирать удачные проекты. Например, фильм «1612», заказанный администрацией президента, оплаченный не только из бюджета, но и из внебюджетных средств, считается ли он удачей или нет? Добавит ли его производство, прокат и оставленный след в общественном сознании очков студии «ТРИТЭ» или напротив, отберет?

До сих пор не приняты поправки к закону о кино, и в этом году, по существу, закон надо принимать заново. Видимо, в начале 2008 года все задуманные изменения будут сформулированы и окончательно предъявлены. В этом же, завершающемся году остается только подсчитывать количество премьер и удивляться в который раз, что фильмов, оставшихся в памяти, к сожалению, опять крайне мало. И с надеждой думать о будущем.

Алена СОЛНЦЕВА

"Время новостей"

*