Самара — промышленный центр в Поволжье — уже давно был открыт внешнему миру гораздо больше, чем многие другие города России. Сейчас местные руководители и предприниматели пытаются сделать на этом деньги, привлечь в город и область иностранные инвестиции и научно-технические достижения. Губернатор области, Константин Титов, обещает бороться коррупцией, бюрократией, произволом в налогообложении и прочими препятствиями, встающими на пути инвесторов.

«Я за инвесторов», — говорит Титов, обращая внимание на то, что помимо поддерживающих инвестиции федеральных законов, в Самаре принят и специальный собственный закон.

До революции Самара была важным торговым пунктом, через который проходили пути с западного берега Волги — из Центральной России — на восток к неизведанным лесам и бескрайним степям на востоке. В девятнадцатом веке Самара обогатилась на поволжской торговле зерном и стала быстро развиваться, благодаря тому, что торговцы из всех стран Евразии — русские, поляки, евреи, немцы и армяне открывали здесь свое дело.

По сей день сохранились их хоромы в классическом и современном стиле, а банки, церкви, магазины напоминают о былом великолепии города. Во время Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войн через Самару проходили войска и беженцы. Во время Второй мировой войны, когда существовала опасность захвата Москвы немцами, Самару готовили в качестве запасной столицы. Сейчас здания, где размещались посольства, помечены табличками.

После войны Самара, известная в советские времена под названием Куйбышев, стала российским центром оборонной и аэрокосмической отрасли. Во втором по величине городе области Тольятти был построен автогигант «АвтоВАЗ», выпускающий автомобили «Лада».

После развала Советского Союза население области, насчитывающее три с половиной миллиона человек, сильно пострадало от сокращения промышленного производства, которое особенно болезненно ударило по оборонной промышленности. В последнее время, однако, Самара стала свидетельницей возрождения благодаря преобразованию крупных предприятий, включая АвтоВАЗ, расцвету малого бизнеса и внешним, как зарубежным, так и местным — из Москвы и других городов России — инвестициям.

С 1998 года, года финансового кризиса в России объем промышленного производства в области вырос на 24 процента. Это меньше 35 процентов прироста в целом по России, но на газовую и нефтяную отрасли, внесшие свой вклад в рост национальной экономики, приходится значительная доля промышленного производства Саратовской области.

Министр экономики области Габибулла Хасаев, прогнозирует быстрый рост экономики в ближайшие годы от предполагаемых 5,2% в 2004 году до 7-8 процентов ежегодно, начиная с 2006 года. По его мнению, этот рост будет связан с улучшением условий производства при поддержке изменений местного законодательства, привлечению местных сбережений для инвестиций и расширение земельных площадей, используемых под производство. Титов планирует привлечь большей зарубежных инвестиций, в том числе и из Германии, для сооружения на Волге близ Тольятти контейнерного терминала стоимостью 35 миллионов долларов.

По данным министерства экономики области объем совокупных иностранных инвестиций в область резко увеличился от 149 млн. долл. в 1999 году до 440 млн. долларов. Это включает в себя и долю капитала, инвестированного в созданное в Тольятти АвтоВАЗом и «Дженерал моторс» совместное предприятие сметной стоимостью 332 млн. долларов, которое выпускает внедорожные автомобили Шевроле-Нива. Руководитель управляемого «Дженерал моторс» совместного предприятия Джон Майлонас планирует, что его предприятие, начавшее производство в 2002 году, в конце нынешнего года станет выпускать еще одну модель — Опель-Астра салон. В течение трех лет от 92 до 96 процентов инвестиций поступит от российских заводов, принадлежащих как местным, так и иностранным компаниям. Не отстают от Дженерал моторс и производители компонентов, прежде всего американская Теннеко.

Г-н Хасаев считает, что автомобильная промышленность, на долю которой приходится 48% промышленного производства области, является основой будущей экономики Самары. В центре ее АвтоВАЗ, который, похоже, намерен сохранить свою независимость, хотя по мировым меркам это весьма скромный производитель, выпускающий около 700.000 автомашин в год. Г-н Хассаев считает, что благодаря сотрудничеству с «Дженерал моторс» и связям с поставщиками предприятия ВАЗа становятся частью мировой промышленности. Он, тем не менее, не видит необходимости поглощения компанией более крупным объединением. АвтоВАЗ хранит молчание и от интервью отказывается.

Г-н Хасаев говорит, что предприятия оборонного комплекса направляют свои усилия на работу с гражданскими рынками, в том числе и на экспорт. В числе новых крупных потребителей продукции предприятий области Европейское космическое агентство. Нефтяной гигант ЮКОС и крупнейший нефтехимический комбинат Сибур делают инвестиции в свое местное производство. Г-н Хассаев заявляет, что в инвестициях нуждается и сельское хозяйство области. При наличии нескольких крупных современных ферм огромные земельные площади остаются в собственности мелких семейных ферм, продукции которых хватает лишь на содержание самих владельцев.

По мнению главы областной торгово-промышленной палаты Бориса Ардилова (В тексте искажена фамилия Ардалина. Ред. «Самара Сегодня») экономическая картина в области благоприятна, но неравномерна. Заводы оборонного комплекса, как и фермеры, выбиваются из сил, старясь выжить, а автомобильные и химические предприятия процветают. «Это хорошие времена для Самары. Объем производства растет, зарплата увеличивается, магазины расширяются.»

Стефан Вагстил

The Financial Times 15 апреля 2004

ИноСМИ.Ru

15 апреля 2004, 17:04

ИноСМИ.Ru

*