«Чаек» в Художественном театре в минувший вторник раздали в двенадцатый раз — премия была учреждена в 1996 году каналом «ТВ-6 Москва» и с тех пор исправно ежегодно вручается актерам, режиссерам и художникам театра.

Она существует в формате «награды любимцам публики» — получают «Чаек» те люди и спектакли, что вызвали наибольший интерес именно у зрителей, мнение же экспертов/критиков учитывается в последнюю очередь. Премия хороша своей предсказуемостью — ну и так все видят, в какой театр билетов не достать, и никакой «политики», свойственной другим наградам, тут не замечено. Публика чистосердечно высказывает свою любовь и имеет на то полное право.

Все так же любимы народом Ленком, Художественный театр и Театр Табакова. Ленкомовцы Александр Сирин и Максим Суханов, разыгрывающие диалог Оргона и Тартюфа как теннисную партию, были награждены за лучший дуэт (номинации «Чайки» носят названия юмористические, потому эта награда называется «Двойной удар»). Лучшим «Злодеем года» был назван их коллега Сергей Чонишвили — за роль Кочкарева в «Женитьбе»: деятельного приятеля, решившего женить главного героя, актер превратил в этакого убедительного посланца преисподней. Актеры Художественного театра удостоились двух наград: «Человек-подушка», страшилка в стиле пионерлагерных рассказов про черную руку, была отмечена за лучший актерский ансамбль (номинация «Синхронное плавание») и лучшую роль (Анатолий Белый). Тут надо сказать, что вот эта номинация — пожалуй, главная — не делит роли на «мужские» и «женские»; «Маску Zorro» (так она называется) может примерить и актриса, и актер.

А награда за лучшую откровенную (эротическую) сцену, не выходящую за рамки вкуса (под кодовым названием «Некоторые любят погорячее») досталась Ирине Пеговой и Алексею Усольцеву (за рамки вкуса они не вышли в «Табакерке», спектакль «Рассказ о счастливой Москве»).

Самый громкий проект Молодежного театра за минувшее десятилетие — трехчастная хроника идеологических поисков русской интеллигенции XIX века «Берег утопии» не был оставлен публикой без внимания — прежде всего награду получил худрук театра Алексей Бородин (номинация «Патриарх»), отмечена работа художницы по костюмам Наталии Войновой (Pret-a-porter) и актер Евгений Редько, великолепно сыгравший Виссариона Белинского (лучшая роль второго плана, «Ослепительный миг»). А рядом с критиком-персонажем в списке лауреатов «Чайки» оказался реальный рецензент — театральный обозреватель нашей газеты Дина Годер была названа лучшим критиком года (название номинации звучит трогательно — «Убойная сила»).

Комедия особо любима человечеством, и комедийные номинации выделены из прочих: за лучшую мужскую роль («Улыбка М») и лучшую женскую роль («Улыбка Ж») награждены соответственно Виталий Хаев (размашистый граф Альмавива в «Фигаро. Событиях одного дня», странно и слегка истерично трансфигурированной Кириллом Серебренниковым комедии Бомарше) и Ирина Гринева (за роль экзальтированной художницы в «Орнитологии», сделанной в «Другом театре»). Анна Дубровская, замечательно сыгравшая Беатриче еще в одной комедии — «Много шума из ничего» (Театр на Малой Бронной) оказалась отмечена в номинации «Обольстительная женщина» (так «Чайка» именует секс-символов; забавно, что соответствующей мужской номинации нет). Постановщик этой пьесы, Константин Богомолов получил премию за нетрадиционное прочтение классического произведения «Сделай шаг». (Отправив шекспировских персонажей в фашистскую Италию, Богомолов действительно сделал решительный шаг, приведший его к несомненному успеху; пьеса преспокойно улеглась в предложенные рамки, а публика хохочет до изнеможения.)

Традиционный капустник, сопровождавший вручение этой жизнерадостной премии, принес зрителям еще одну новость — о только что произошедшей женитьбе актера Михаила Трухина (его женой стала юная актриса Анна Нестерцова). Зал с удовольствием заорал «Горько!». И показалось, что это о свадьбе не только любимого народом «мента», Гамлета и Лопахина. Что о законном браке театра и публики. Чтоб были счастливы.

Анна ГОРДЕЕВА

"Время новостей"

***