Не угнаться. В соревновании между охранными системами и автомобильными ворами преступники уверенно выигрывают
Правоохранительные органы предупреждают – к Новому году ожидается всплеск автоугонов. Россияне, впрочем, привыкли к тому, что и в обычные дни ничто не гарантирует безопасность их автомобиля. Рынок краденых машин в России третий по доходности после наркотиков и оружия.
Закон так мягок к «любителям покататься на чужих авто», что надежно спрятать машину от угона можно только на выставках.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Статистики за год у милиционеров еще нет, однако только за последние 11 месяцев в России было совершено почти 94 тысячи краж и угонов автомобилей. Это примерно на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но радоваться рано – к Новому году количество украденных авто традиционно увеличивается. «Преступники тоже пытаются подзаработать денег на праздничные дни», – поясняют милиционеры. Больше всего исчезает авто в столице, Московской области и в Санкт-Петербурге.
Еще осенью в Госдуму был внесен законопроект об ужесточении ответственности за похищение машин. Авторы проекта предлагают увеличить штраф за угон со 120 тысяч до 250 тысяч рублей, причем применять денежные санкции исключительно к несовершеннолетним, угоняющим недорогие машины (стоимостью менее 250 тыс. рублей). Взрослых же угонщиков авторы документа предлагают сажать на пять лет, а при угоне дорогостоящих авто (дороже 250 тыс. рублей) – на семь лет, так как подобные преступления, по мнению депутатов, совершают профессиональные преступники. Однако пока законодательная инициатива застряла на Охотном Ряду без особых перспектив на скорое принятие.
Абсолютное большинство угнанных автомобилей к владельцам уже не возвращаются. «Удается найти около 30% похищенных автомобилей, – рассказал начальник отделения организации розыска транспортных средств УГИБДД ГУВД Москвы Сергей Куренинов.
Гонка технологий проиграна
Все новые технологические средства, призванные защитить машину от угона, появляются на рынке, но число автомобильных краж только растет. «К сожалению, угонщики все время идут на шаг впереди, – рассказал «НИ» Ильмир Мухамадияров. – Есть преступники, которые не экономят на техническом оснащении и готовы купить специальную аппаратуру, которая стоит до 10–15 тысяч долларов».
Как только в продажу поступает новое средство защиты, угонщики тут же изобретают к нему «противоядие». «Владелец авто выходит из салона, нажимает на брелок сигнализации, а в это время угонщики с помощью сканера считывают посылаемый код, с помощью которого потом открывают авто, – рассказал Ильмир Мухамадияров, – сканер обычно выполняют в виде пейджера или мобильного телефона, чтобы он не привлекал внимание». По словам экспертов, купить такой сканер можно в Интернете или на одном из технических рынков. «Такой код-грабер стоит на черном рынке от трех до семи тысяч долларов», – уточнил «НИ» коммерческий директор группы компаний, занимающейся разработкой и предоставлением услуг по защите автотранспорта от угона, Сергей Беляев.
Если на автомобиле стоит электронный или биометрический иммобилайзер, для угонщиков-профессионалов это тоже не проблема. «Для электронного иммобилайзера преступники просто прописывают вторую, дублирующую метку, делается это в «своих» сервисных центрах, процедура стоит для угонщиков не очень дорого и занимает всего 15–30 минут», – рассказал Сергей Беляев. – А при биометрической защите ищут способы проникнуть в уже открытый владельцем автомобиль, и внутри отключают реле блокировки».
Даже спутниковая противоугонная система не гарантирует сохранность авто. «Эти системы в случае угона отправляют сигнал тревоги на пульт диспетчера, – рассказал Сергей Беляев. – Однако они используют открытые сети связи, которые «гасятся» с помощью специального глушителя. Это небольшая коробочка, приобрести которую можно в Митино или на Горбушке за 300–800 долларов. Этот прибор позволяет глушить сигнал в районе до двух метров». Чтобы снизить количество угонов, эксперты предлагают использовать для спутниковых сигнализаций специальный закрытый канал и шумоподобные сигналы, которые почти невозможно заглушить и раскодировать. Некоторые утверждают, что проблема в незаинтересованности милиции в поиске угнанных транспортных средств.
Некоторые группировки угонщиков с выходом новой модели дорогостоящей марки, к примеру, Lexux, покупают автомобиль только с целью изучить его противоугонные средства и затем изобрести «ключи». Только изобретением новой аппаратуры для угонщиков занимаются в России тысячи людей.
Талантливые люди
«Чтобы угнать автомобиль, не оборудованный спутниковой системой, нужно примерно 20 секунд, – признается представитель ДепУРа, – есть угонщики-одиночки, но чаще работают группой от трех до пяти человек. К примеру, один из преступников отвечает за сканирование, второй идет за хозяином авто, чтобы тот не вернулся раньше времени, третий садится за руль и увозит «добычу». Еще один член группировки может, к примеру, ехать следом за угнанной машиной на другом авто и, если на пути встречается пост ДПС, машина-спутник совершает правонарушение, чтобы отвлечь внимание дорожных инспекторов».
По словам самих преступников, на реализацию автомобиля уходит не больше месяца. «После угона перебиваются номера двигателя, и в течение примерно тридцати дней машина либо идет на рынок, либо разбирается полностью и продается по запчастям, – рассказал «НИ» бывший угонщик со стажем Роман. По словам других «специалистов», на «потроха» идут чаще всего отечественные авто. «Запчасти от наших машин потом гораздо легче реализовать, чаще всего продаются они на авторынке, – рассказал «НИ» автослесарь Сергей, специализирующися на разборе «подозрительных» авто, – работаем в обычном гараже, разбираем втроем-вчетвером. Это задача на день от силы. А сумма заработка на автозапчастях одного украденного авто – примерно половина от стоимости новой машины этой марки».
Взяли покататься
«Сложность здесь заключается в том, что в нашем Уголовном кодексе по-прежнему сохранились два состава преступления – «кража» и «угон», – рассказал «НИ» адвокат Евгений Черноусов. – За кражу, которая совершается с целью присвоения чужого имущества, наказание выше. Однако этот состав сложнее доказать. Ведь чаще всего похитители в голос утверждают, что взяли машину они просто покататься. И привлечь их можно только за «угон», за который, как правило, дают только условные сроки. Особенно если совершено преступление впервые и машина не пострадала. Чтобы сократить число краж машин, лучше вовсе убрать состав угона из УК, а за кражу увеличить ответственность. Тогда, возможно, похитители уже несколько раз подумают, прежде чем сесть за руль чужого авто».
«Ужесточение законов мелких угонщиков может и испугает, а профессионалы, как правило, многие из них рецидивисты, они больше ничего не умеют, – возражает экс-угонщик Роман, – им без разницы, насколько законы суровы».
Между тем некоторые юристы полагают, что ввести законодательные изменения надо, но скорее в отношении милиции, чем угонщиков: «Правоохранительные органы абсолютно не стимулированы, – рассказал «НИ» адвокат, представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. – Если бы милиционеры получали за обнаружение автомобиля премию от страховых компаний, это могло бы повысить эффективность их работы».
***