Если, пытаясь предсказать номинантов на «Оскар» за главную роль среди мужчин, слегка теряешься в разнообразии интересных ролей, то куда труднее сделать это в попытке предсказать номинанток на «Оскар» за главную женскую роль.

Мои личные трудности начались во время заполнения номинационного бюллетеня на «Золотой Глобус». Несколько дней в категории «Лучшая женская роль в фильме-драме» у меня не были заполнены две строчки из возможных пяти. Даже из тех, что были заполнены, сомнения вызывали все три.

Объяснюсь. Я быстро вписал Кэйт Бланшетт за роль английской королевы Елизаветы I в фильме «Елизавета: Золотой век». Но меня мучили сомнения, поскольку сам фильм, своей эстетикой «мыльной оперы» не стоит таланта актрисы. Другая лауреатка «Оскара» (1965!) Джули Кристи, безусловно, весьма профессиональна в роли интеллигентной женщины, страдающей ранней стадией болезни Альцгеймера, разрушающей личность, но картина «Вдали от нее» – весьма посредственная работа канадской актрисы, дебютирующей в режиссуре, Сары Полли.

Если сомнения вызывали такие иконы кино, как Бланшетт и Кристи, так что уж говорить о архимилой в фильме «Искупление» Кире Найтли. В данном случае скорее это глубокий и динамичный фильм «делал» ее, чем она фильм.

Скрепя сердце я вписал в бюллетень еще два имени: Джоди Фостер («Отважная») и Анджелина Жоли («Сильное сердце»). Ничуть не оспаривая таланты этих двух оскароносных актрис, я не считаю эти роли новыми высотами в их творчестве. Как любит говорить партнер Фостер по судьбоносному для них фильму «Молчание ягнят»: «Выучил текст, пришел на площадку, произнес текст, пошел домой».

Я бы лучше вписал в эти обе строки француженку Марион Котийар, поскольку ее могучая интерпретация образа и самой жизни французской певицы-гения Эдит Пиаф не вписывается в тесные рамки одной номинации в категории «Комедия или мюзикл», куда (вопреки моим собственным представлениями о жанрах) вписали фильм «Жизнь в розовом цвете» мои коллеги по «Золотому Глобусу». Котийар скорее всего и выиграет его, но куда престижнее для нее быть номинированной (и тем более победить!) на «Оскаре».

Ее шансы на эту номинацию значительно повысились, когда она была номинирована на награду Гильдии актеров США в дополнение ко все тем же Кэйт Бланшетт, Джули Кристи, Анджелине Жоли и еще одной «перебежчице» из комедийно-музыкальной категории «Золотого Глобуса» – 20-летней канадке Элен Пэйдж.

Номинации Гильдии актеров считаются важным этапом в гонке за «Оскаром», поскольку многие из номинационного комитета Гильдии, состоящего из 2500 наиболее активных из 100 тысяч членов этого профсоюза, также входят в самую большую, актерскую секцию Киноакадемии США, присуждающей «Оскаров». Номинации Академия производит по секциям, а окончательный выбор делает весь примерно шеститысячный состав Академии.

Конечно, возможны варианты (и история «Оскаров» тому свидетель), но сочетание номинаций на «Золотой Глобус» и «Актера» (так называется приз Гильдии актеров) может оказаться ударным для Котийар.

Не постесняюсь назвать и свой выбор – Марион Котийар. Иногда Академия проявляла ксенофобию, например, однажды предпочтя американку Марису Томеи в американской безделушке «Мой кузен Винни», четырем ведущим британским актрисам в серьезных картинах. Но на сей раз единственной американкой в группе номинанток на «Оскар» может оказаться Анджелина Жоли, которая на самом деле дочка чеха и француженки.

Сергей Рахлин

22.12.2007

www.voanews.com

***