История возникновения обычной автопокрышки
Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией колеса. Если это так, то современная автомобильная шина – вершина «колесной эволюции». Нам кажется, что это так просто, а ведь за современной «обувью» для вашей машины – потрясающе интересная история поисков, разочарований, случайностей и внезапных озарений.
Итак, Роберт Уильям Томсон, шотландец, в 1846 году получил патент на «…применение эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей…». Грамотно составленный патент содержал все, что было необходимо для организации производства пневматических шин – тщательно проработанную конструкцию, доступные материалы, технологию. Герметично сшитый рукав из кожи служил камерой, он был обернут крепившейся на болтах парусиной-покрышкой, воспринимавшей боковые нагрузки. Был даже изготовлен работоспособный опытный образец. Но дальше дело не пошло. Не нашлось энергичного предпринимателя, который бы довел это изобретение до массового производства.
Гудьир, которого считали сумасшедшим
Вероятно потому, что все понимали: на шитых кожаных колесах далеко не уедешь. Нужен был новый материал. А вообще-то он был уже известен: еще в 1735 году французские исследователи нашли в джунглях Перу некое дерево, выделявшее сок, который на солнце загустевал и превращался в эластичный каучук.
В 1811 году в Вене заработала первая фабрика резины. Через девять лет французы первые изготовили подтяжки на резинках. А в Англии человек по фамилии Макинтош придумал непромокаемые пальто и галоши.
Но все резиновые изделия того времени имели убийственный недостаток – на морозе они дубели, а на жаре плавились и растекались. А через год – просто заванивались, да так, что их приходилось закапывать.
Перед новорожденной резиновой промышленностью в полный рост встала угроза банкротства. Но в 1836 году в магазин «Роксберри Индиа Раббер» заглянул некий Чарльз Гудьир и купил резиновый круг. Ему не понравилась конструкция клапана для накачивания, и англичанин его усовершенствовал.
Через пару недель Гудьир пришел с ним в магазин. Усталый агент компании сказал изобретателю, что если он хочет разбогатеть, пусть усовершенствует не клапан, а резину.
Гудьир взялся за это, полагая, что за несколько месяцев решит проблему. С чем только он не смешивал смолу! Все, что попадалось под руку, использовалось в опытах. Сахар, соль, перец, суп, касторка, песок – Чарльз полагал, что перепробовав все, он рано или поздно найдет нужное вещество. Но процесс затянулся на годы и соответственно «запустил» то, что называется судьбой изобретателя: несколько банкротств, нищета семьи и – фантастическое упрямство…
Помог, как часто бывает, случай. Зимой 1839 года образец резины, смешанной с серой, был случайно оставлен возле раскаленной печки. Резина нагрелась и стала прочной и эластичной как кожа. Это и было то великое открытие, которое Чарльз Гудьир отказывался, впрочем, признать случайным – любой другой мог пройти мимо того образца на печке. Именно благодаря ему человечество получило резину, бюрократы теперь могут «тянуть резину», а маршруточники – кричать: «Автобус не резиновый!».
Гудьир умер в 1860 году, оставив 200 тысяч долларов долга, как и положено всем великим изобретателям.
Данлоп, скрестивший резину с велосипедом
Между тем, через 15 лет после изобретения Томсона идея пневматической шины вернулась. Снова шотландец – Джон Данлоп – придумал закрепить на колеса велосипеда своего сынишки резиновые кольца, сделанные из садового шланга, и накачать их воздухом. Идея понравилась, была запатентована, и 1889 году началось производство. Маленькая компания «Пневматическая шина и агентство Бута по продаже велосипедов» – теперь это «Dunlop», одна из крупнейших фирм мира.
И пошло-поехало
Еще через два года Кингстон Уэлч предложил изготавливать отдельно покрышку, отдельно камеру, а Бартлетт и Дидье были первыми шиномонтажниками – они придумали простые способы установки шин на колеса.
Первыми использовали пневматические шины на автомобиле братья Андре и Эдуард Мишлен. Автомобиль с их шинами участвовал в гонке Париж – Бордо – 1895 и доехал до финиша своим ходом.
Дальнейшие усовершенствования автошины касались уже в основном повышения надежности и технологичности производства. Появились протектор, прочный корд. Значительный шаг был сделан в 70-х годах прошлого века, когда появились радиальные покрышки с металлокордом. Всего лишь иначе расположили нити корда (по радиусу колеса), и получили улучшение характеристик по всем статьям – уменьшились боковой увод, сопротивление качению, нагрев шины при работе.
Гвозди бы делать из этих…
В США пожилой, но горячий житель штата Вашингтон решил заменить колесо своей машины. Заржавевший болт крепления колеса оказал сопротивление, и гражданин решил с ним расправиться, применив свою простую технологию. Достал ружье 12 калибра и застрелил «этого болта». В упор. В результате неизбежного рикошета ковбой-шиномонтажник оказался в больнице с множественными ранениями крупной картечью обеих ног, живота и подбородка. По словам полицейских, гражданин был там один и совершенно трезвый.
Удалось ли поменять колесо, не сообщается, но технология вряд ли приживется.
Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ / 23.12.2007
***