Европа жива. Но молдавские проститутки пугают. Обзор мировой прессы
Европарламент одобрил присоединение к Шенгенской безвизовой зоне Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Словении и Мальты. Теперь отсутствует буферная зона с такими неудобными соседями, как Украина, Белоруссия и Молдавия, пишут СМИ, но политики в эйфории: даже «вечная мерзлота идеологии» не смогла убить единый европейский дух.
Швейцарская Le Temps сообщает, что расширение европейского пространства коснется 400 млн человек в 24 странах. Для агентства Frontex, в задачи которого входит наблюдение за внешними границами ЕС, исчезновение границ является серьезным вызовом, пишет корреспондент. Совместно с Европолом, базирующимся в Гааге, это агентство ЕС должно одновременно готовить пограничные патрули, обеспечивать координацию между странами, осуществлять разведывательную работу в иммигрантских сетях и руководить пограничными войсками быстрого реагирования – разновидностью многонациональных спецподразделений, в формировании которых примет участие и Швейцария. Одним из инструментов агентства, доступным и полициям отдельных стран, является база отпечатков пальцев соискателей убежища и нелегальных иммигрантов (Eurodac).
Результат таков: расширение Шенгенской зоны вызывает беспокойство у директора Frontex Илкки Лайтинена. «С вхождением новых членов в Шенгенскую зону возможности контроля будут утрачены, – сказал он в интервью AFP. – Не будет больше и индикаторов, позволяющих оценить ситуацию в целом, даже если в нашем распоряжении будут средства сопровождения и компенсации. Евросоюз сделал сознательный выбор в пользу большей свободы передвижения людей».
Сохранится возможность введения разовых ограничений, напоминает издание: в частности, Австрия приняла решение восстановить контроль на границах в период проведения чемпионата Европы по футболу 2008 года, а Италия потребовала ускорить процесс высылки нелегалов для противостояния массовому наплыву цыган. Три новых члена остаются под усиленным наблюдением: Венгрия, Латвия и Эстония.
Еще одна задача шенгенской полиции – сделать так, чтобы новые границы ЕС не показались Востоку глухой стеной, оставляющей за бортом Румынию, Болгарию, Украину и… Россию. «Если страны ЕС не будут вкладывать достаточное количество человеческих и финансовых ресурсов в своевременную выдачу виз, – продолжает Илкка Лайтинен, – появятся очереди». А это может обернуться большим количеством нелегальных перебежчиков и контрабандистов.
«Теперь самая рискованная граница – с Молдавией», считает итальянская La Stampa. По мнению МВД Италии, проблема не в Шенгенском договоре. «По крайней мере, Шенгенским договором предусмотрено, и это хорошо, что в Европе стало больше действующих банков данных и стало более активным участие иностранных коллег», – цитирует газета одного из высокопоставленных руководителей министерства внутренних дел Италии, выражая мнение, что итальянские полицейские демонстрируют реализм, перетекающий в цинизм.
Румыны и болгары превратились в граждан «сообщества», а значит, в субъект тех же гарантий, тех же правил, что и голландцы, французы и немцы? Это очень хорошо, пишет Франческо Гриньетти. Плохо только то, что социально-экономические различия слишком глубоки. «Если румынский полицейский получает 200 евро в месяц, однако стоимость жизни у него дома не слишком отличается от нашей, чего же удивляться, что там существует коррупция?»
К тому же дальнейшее расширение зоны свободной циркуляции граждан перемещает европейскую границу к давнему русскому недругу. И именно это, по сути, пугает немцев: отсутствие буферной зоны с такими неудобными соседями, как Украина, Белоруссия и Молдавия. Эти страны пока не входят в Европейский союз, но они зачарованы западным уровнем благосостояния. Аналитики европейских правоохранительных структур пришли к выводу: с этой стороны следует ждать будущих неприятностей. О сегодняшнем кошмаре – Румынии и Болгарии – видимо, следует позабыть. И не стоит удивляться, что в комиссии по борьбе с мафией, обсуждая вопрос о связях между нашими и иностранными мафиозными структурами, уже начинают говорить о молдаванах. Именно из Молдавии приезжает большое количество проституток, использующих фальшивые румынские документы. Что будет завтра, посмотрим, невесело заключает издание.
Австрийская Die Presse, напротив, преисполнена воодушевления. Теперь, радуется Михаэль Фляйшхакер, когда снова можно свободно передвигаться на всем пространстве между Веной, Прагой и Будапештом, к жизни возвращается нечто такое, что до сих пор существовало только на бумаге. Воссоединение Центральной Европы как культурного пространства объясняет более, чем все остальное, что же такое Европа. Это разнообразие и конкуренция в экономике, науке, культуре и образе жизни.
Ни одна изысканная формулировка нового договора ЕС не может рассказать так много о Европе, как прогулка по Старой Праге. Ни одна групповая фотография глав государств и правительств даже близко не говорит о Европе столько, сколько может поведать взгляд, брошенный с «Рыбацкого бастиона» в Будапеште. С сегодняшнего дня мы, австрийцы, имеем возможность ощутить европейское единство на себе.
Для будущего Европы имеет значение, удастся ли вновь обратить в повседневность сам дух Центральной Европы, сохранившийся в ее архитектуре и книгах, в музыке и живописи и переживший десятилетия холодной войны. Центральная Европа, которая сегодня возрождается вместе с отменой границ, хочет и должна быть искушенной и мудрой в прямом смысле этого слова.
Душа, так необходимая Европе, о которой говорил Жак Делор, не должна создаваться искусственно, словно Голем, который неотъемлемо связан с культурной историей Праги. Она продолжает жить в культурной памяти Дунайского региона – и даже вечная мерзлота идеологии не смогла погубить ее, заключает автор.
*