Всех милее, румяней и белее
70 лет назад в Лос-Анджелесе прошла премьера первого в истории полнометражного звукового анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов». 21 декабря 1937 года творению Уолта Диснея стоя аплодировали Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс, Марлен Дитрих, Джуди Гарленд и Джон Бэрримор.
Это был отчаянный поступок. Зрители привыкли смотреть короткометражки про Микки Мауса, но в то, что они отдадут деньги за просмотр двухчасового фильма про гномов, в окружении Уолта Диснея никто не верил. И все-таки великий мультипликатор решился. Поняв, что денег на реализацию замысла катастрофически не хватает, он заложил дом и инвестировал в проект гигантскую по тем временам сумму — 1,5 млн долларов.
Над созданием мультфильма на протяжении трех лет работали 750 художников. Чтобы аниматоры не теряли энтузиазма, Дисней ввел закон «5 долларов за гэг»: каждая идея, которая признавалась подходящей, оплачивалась по специальному тарифу. А конкуренция была жесткая. Белоснежка вполне могла оказаться блондинкой или шатенкой, но в конце концов авторы картины решили, что темный цвет волос лучше всего оттенит белизну ее лица.
В качестве возможных прототипов для Колдуньи рассматривались Кэтрин Хепберн и Джоан Кроуфорд, но в итоге был придуман оригинальный образ. Имена для гномов тоже сочиняли всей студией. В лонг-лист вошли 50 прозвищ, и только потом их число сократили до семи.
Весь Голливуд, в том числе и жена Уолта, называли «Белоснежку» «безумием Диснея», но мультипликатор был непреклонен. В тот момент он вряд ли мог подозревать, что открывает новую эру в кинематографе. И что именно полнометражные мультфильмы спустя 70 лет будут считаться самым беспроигрышным и прибыльным кинопродуктом. Правда, теперь даже «Дисней» отказался от трудоемких и дорогостоящих рисованых мультфильмов, заменив их на более технологичные компьютерные, но подвиг основателя студии и его помощников от этого только выше ценится.
«Белоснежка» произвела фурор. Она заработала в прокате 8,5 млн долларов и целый год оставалась лидером бокс-офиса. С первой строчки ее сместили только «Унесенные ветром». Уолту Диснею присудили «Оскар», да не один, а целых восемь: один обыкновенный и семь маленьких. И даже Сергей Эйзенштейн признал американский мультик одной из величайших картин в истории кино. С тех пор полнометражные мультфильмы стали основной статьей дохода знаменитой киностудии, а «Белоснежку» было решено переиздавать не реже чем раз в семь лет.
Переиздали ее и в начале 90-х. Например, к нам домой «Белоснежка» попала почти одновременно с супермодным тогда «Королем Львом». И еще не известно, какой из мультфильмов — старушка «Белоснежка» или свеженький «Лев» — моей маленькой сестре понравился больше.
Об этом сегодня пишет газета «Известия»
***