В новом фондохранилище Эрмитажа внедряют очередную разработку собственной службы безопасности. Подиумы, на которых расположены экспонаты, оклеивают фольгой, которая начинает звенеть, когда посетитель приближается ближе 10 сантиметров.

«Пока еще такого проекта нигде в мире нет, – говорит начальник службы безопасности фондохранилища Олег Боев. – Здесь звуковая система срабатывает, как бы предупреждая: дальше начнутся неприятности!» Охранник Боев приглашает подойти к бортику подиума, на котором расставлена мраморная скульптура. Как только человек нарушает невидимую «границу» и протягивает руку к экспонату, раздается мелодичный звон. «Видите – бортик закрыт серебристым покрытием, – поясняет начальник службы безопасности. – На первый взгляд простая фольга, но на самом деле это сложная охранная система. Как только возникает постороннее движение, раздается предупредительный звонок, и на вас тут же направляется камера слежения, которая активизирует внимание дежурного на пульте. Причем камеры в Эрмитаже фиксируют сразу весь зал и видят всех посетителей – может, вы в сговоре с кем-то работаете».

По словам заместителя директора Эрмитажа Владимира Матвеева, новый реставрационно-хранительный центр музея можно считать лучшим не только в России, но и во всем мире. «После того как мы продемонстрировали свои системы безопасности директору нью-йоркского «Метрополитен-музея», он немедленно прислал к нам для обмена опытом своего заместителя, – отмечает г-н Матвеев. – В Лувре, к примеру, еще только начинают осмысливать такую концепцию, как открытое хранение. Некоторые музеи свои фондохранилища оборудуют окнами в комнатах, через которые можно увидеть часть экспонатов. Или другой пример: в галерее Боргезе в хранилищах оборудована открытая галерея собрания картин, условно второго ряда».

Отлично защищено фондохранилище и от пожаров. В центре здания расположена станция газового пожаротушения. В небольшом закрытом помещении стоят ряды больших и маленьких красных баллонов с газом, состав которого является также секретной разработкой, сделанной по заказу Эрмитажа. Газ совершенно безопасен как для предметов искусства, так и для людей. При возникновении ЧП до ближайшего помещения газ доходит за 15 секунд, до дальнего – за 1 минуту 2 секунды. Для каждого из 38 помещений фондохранилища предназначен свой газовый баллон.

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

*