Российский авторынок занимает 3% от общемирового
Прошедший 2003 год для мирового автопрома оказался успешным. Общий объем производства и продаж автомобилей в мире составил около 56 млн. штук, что примерно на 1% больше чем в 2002 году (55,5 млн.шт.). При этом, объем производства и продаж легковых автомобилей (включая пикапы и внедорожники) вырос с 46 млн. 736 тыс. штук в 2002-м году, до 47 млн. 553 тыс. штук в 2003-м году (данные «Automobil Revue»).
Наиболее ощутимый прирост автомобильного производства и рост емкости рынков наблюдался в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы. В Азии особенно сильно выделяется Китай, где растет как производство легковых автомобилей (+64%), так и продажи (+68%). В Северной Америке произошло некоторое снижение объемов производства. На основном мировом авторынке (США) объем производства легковых автомобилей (включая пикапы и внедорожники) составил 11 млн. 934 тыс. штук, а продажи новых автомобилей в течение года несколько сократились. Производство легковых машин в Японии в 2003 году составило 8 млн. 884 тыс. единиц. Солгасно аналитическим данным в «стране восходящего солнца» был отмечен некоторый прирост продаж — до 5,83 млн. единиц (+0,6%). При этом Япония, остается одним из главных мировых экспортеров автомобилей. В 2003 году экспорт автомобилей (с учетом грузовых и автобусов) из Японии вырос до 4,756 миллиона единиц, что на 1,2% больше, чем годом ранее.
В Западной Европе в 2003 году было произведено 14 млн. 994 тыс. легковых автомобилей и аналитики констатировали небольшой спад продаж. По итогам года в восемнадцати странах Западной Европы было реализовано 14 млн. 218 тыс. новых легковых автомобилей, что на 1,3% меньше, чем в 2002 году, когда в этих же странах было продано 14 млн. 399 тыс. штук. Среди европейских стран с большим объемом продаж (более 1 млн.шт.), положительную динамику продемонстрировали только Испания (+3,8%) и Великобритания (+0,6%). В Германии (-0,5%), Италии (-1,2%) и особенно Франции (-6,3%) наблюдался спад продаж. Среди наших Европейских соседей самые хорошие показатели по динамике продаж у Финляндии — там в 2003 году было продано 147,4 тысячи автомобилей, что на 26% больше, чем в 2002 году, кода продажи составили 117 тысяч штук.
На этом фоне рост продаж в странах Восточной Европы многим автомобильным концернам вселяет оптимизм и надежду. Самым крупным среди авторынков Восточной Европы является польский. В Польше в прошлом году было продано 358,4 тысяч новых автомобилей, что на 16% больше, чем в 2002 году. Вторым по значимости в Восточной Европе является авторынок Венгрии — там было продано около 208 тысяч новых автомобилей, что на 21% больше, чем в 2002 году. В Чехии в прошлом году было потребители приобрели около 149,5 тысяч новых автомобилей, что на 1,2% больше результата годом ранее. В Румынии в 2003 году было продано 106,7 тысяч легковых автомобилей, что на 20,2% больше, чем в 2002 году, когда было продано 88,8 тысяч автомобилей. На территории Украины реализация новых автомобилей составила 154,8 тысяч штук, что на 43,1% больше, чем в 2002 году, когда было продано 108,1 тысяч автомобилей.
Емкость российского рынка (1,47 млн. шт.) составляет чуть более 3% от общемировой. Четверть (375 тыс. шт.) из этого количества отдано на откуп подержанным иномаркам. Около 60% продаж (890 тыс.) контролируют российские автопроизводители, в том числе 47,6% — группа АВТОВАЗ. Чуть более 13% рынка по итогам прошлого года досталось официальным дилерам иностранных автопроизводителей.
*