Ученые приступили к изучению донных отложений в зоне Керченского пролива, где из потерпевших аварию судов в море вылилось огромное количество нефти. Там до сих пор нет общей картины ущерба окружающей среде. Как быстро удастся восстановить этот уникальный природный уголок Азовского побережья?

Площадь «замазученной акватории» Керченского пролива составляет 664 квадратных километра, а общая протяженность береговой линии, где был выброс нефтепродуктов, достигает 180 километров. Но, как известно, затонувшие суда перевозили еще и серу.

По словам заместителя начальника отдела общественных связей минтранса Любови Бритвиной, пока с уверенностью можно сказать лишь о том, что две тысячи тонн этого вещества оказались в море. Это подтвердили водолазные работы на судах «Нахичевань» и «Вольногорск». Но серу перевозило еще одно судно — «Ковель», и пока не известно, что там произошло с грузом.

По официальным данным, на сегодняшний день с побережья вывезено около 40 тысяч тонн нефтесодержащего мусора, для утилизации которого созданы два хранилища. Очистка косы Тузла завершена, работы на косе Чушка продолжаются. Однако экологи считают, что ситуация властями несколько идеализируется.

— Нам заявляют, что катастрофа ликвидирована, но пока танкер «Волгонефть-139» не поднят, с него стекает в море нефть, — считает Андрей Рудомаха, координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». — А силы сокращены. Так, пятого декабря на очистке берега в Таманском поселении работали всего 11 человек. На ликвидационных работах явно экономят. Мазут убирается плохо, то, что на берегу, опять смывается в море. В южной части косы Чушка большая часть берега не очищена. Как и опасались депутаты Таманского сельского поселения, когда схлынула первая волна широкого общественного внимания к катастрофе, очистку берега фактически оставили на откуп местным властям, которые не имеют для этого ни средств, ни возможностей.

Но представители властей с такой оценкой не согласны. Первый заместитель руководителя Департамента биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края Владимир Шереметьев заявил, что, судя по данным аэрофотосъемки всей береговой зоны, глобального вторичного загрязнения берега не будет. В большинстве районов основная масса мазута убрана. Если в первые дни после ЧП к уборке привлекались студенты и гражданское население, то сегодня решено, что ликвидировать последствия аварии должны специалисты, в частности военные, у которых есть и опыт, и соответствующая техника, и защитные средства.

— Уже разработана программа по минимизации экологического ущерба, нанесенного аварией, — говорит Шереметьев. — Окончательно ее примут в январе 2008 года. Необходимо понять, что происходит с биоресурсами в районах аварии, как ведет себя рыба, моллюски. Уже сейчас ученые ведущих НИИ отрасли готовы заняться восполнением рыбных ресурсов в Керченском проливе. Будет построена птицеферма для разведения диких птиц на Азовском побережье. Кроме того, будет расширена автоматическая система геоэкологического мониторинга в Керченском проливе.

Особая боль экологов — состояние морских кос в Керченском проливе: убирая мазут, вместе с грунтом пришлось вычистить всю растительность. По словам заведующей кафедрой геоэкологии и природопользования Кубанского госуниверситета Светланы Литвинской, в апреле, как только начнется вегетация, ученые приступят к восстановлению экосистем в зонах аварии.

Максимально на себя приняли удар косы Чушка и Тузла. Здесь обитало огромное количество видов животных и растений, теперь их придется восстанавливать, буквально перенося из тех мест в крае, где аналогичные экземпляры сохранились. Например, с прибрежной зоны Малого Утриша, из-под Анапы.

А вот утилизировать уже собранный мазут, по мнению ученых, можно в сжатые сроки с помощью микробиологии. Сразу после катастрофы запускать микробы в нефтяное пятно оказалось невозможно, так как из-за шторма не было необходимой пленки на поверхности моря, считает руководитель краснодарского научного центра «Биотехнология» Эмма Карасева. Зато теперь все, собранное с помощью сорбентов, можно подвергнуть микробиологической обработке. Это единственный экологически безопасный метод борьбы с нефтяным загрязнением. Ведь в итоге остается чистый грунт, который поначалу засевают техническими культурами, а потом все это превращают в почву. «Уже через два года здесь будет земля, покрытая травой и кустарниками», — утверждает Карасева.

По мнению экологов, самый главный урок из этой аварии — это необходимость четких правил по перевалке грузов, представляющих экологическую опасность в акваториях российских морей.

Подробнее об этом можно прочитать в сегодняшнем выпуске «Российской газеты»

***