В России господствуют американские автопроизводители
Если в США Ford Motor Co. по-прежнему теряет деньги и уступает рынок зарубежным конкурентам, то в России продажи автомобилей этой компании к октябрю показали годовой 70-процентный рост. «Форд Фокус» — самая популярная в России иномарка.
Растущий спрос на продукцию General Motors и Ford помогает этим компаниям скомпенсировать снижение продаж на домашних рынках
Самый оживленный дилерский центр Ford – «Нью-Йорк Моторс» – расположен на юго-востоке Москвы.
Если в США Ford Motor Co. по-прежнему теряет деньги и уступает рынок зарубежным конкурентам, то в России продажи автомобилей этой компании к октябрю показали годовой 70-процентный рост. «Форд Фокус» – самая популярная в России иномарка.
За прошлый год «Нью-Йорк Моторс» продала более 10 тыс. автомобилей «Форд», а в текущем году надеется продать 13 тыс. Этот дилерский центр больше похож на небольшой завод, чем на обычную автостоянку: автосервис здесь открыт круглосуточно, развешены таблицы продаж, а обслуживающий персонал, экономисты и прочие сотрудники за день могут продать или отпустить в кредит, а также застраховать и предоставить потребителям 30 «Фордов».
«Работаем на полную катушку», – говорит директор дилерского центра Андрей Павлович.
В России среди всех зарубежных автопроизводителей Ford, которого в США затмила и вытеснила на второе место Toyota Motor Corp., уступает лишь General Motors Corp.
Доминирующее положение американского автопроизводителя в России свидетельствует об устойчивости этого рынка, рост которого в текущем году превысит 20%. Ожидается, что ориентировочно к 2011 году он обгонит рынок Германии и станет крупнейшим в Европе.
Ford и General Motors соревнуются в ценах на корейские автомобили марки Chevrolet, продажа которых составляют основу их бизнеса в России. Эти компании ориентируются в основном на бюджетный сегмент, к которому принадлежит большинство покупаемых россиянами автомобилей.
Прорыв Ford в России также показывает, что новые быстрорастущие рынки могут скомпенсировать затухающий спрос на рынках США и стран Западной Европы.
В прошлом году и Ford, и General Motors понесли миллиардные убытки, но заработали на большинстве крупных зарубежных рынков. Как сообщалось, в третьем квартале продажи General Motors в США упали на 6%, тогда как за рубежом – сильно выросли, достигнув в Бразилии и Восточной Европе рекордных отметок.
Важность экспортных рынков недавно продемонстрировала компания Renault, раскрыв детали сделки по покупке 25% акций российского автопроизводителя «АвтоВАЗ». Этот договор сделал Россию крупнейшим единым рынком Renault.
Падение продаж автомобилей в США и Западной Европе заставило некоторых аналитиков подвергнуть сомнению амбициозные задачи по объемам торговли, которые поставил перед своей компанией глава концерна Renault-Nissan Карлос Госн, но в Renault утверждают, что дополнительные мощности «АвтоВАЗа» позволят им даже повысить прогнозируемый показатель.
PSA Peugeot Citroen, французский соперник Renault, до конца года собирается обнародовать решение о строительстве своего завода в России.
Успех Ford в России отчасти объясняется решением об открытии завода под Санкт-Петербургом, которое эта компания приняла в разгар рублевого кризиса 1998 года. К тому моменту, когда экономика России восстановилась, Ford оказался первым автопроизводителем, у которого в этой стране был завод полного цикла.
«Они были первыми, у кого появилось полнофункциональное производство», – говорит Иван Бончев, ведущий консультант по автопрому компании Ernst&Young в Москве.
С тех пор благодаря высоким ценам на нефть экономика России пережила резкий взлет. Автокредит стал более доступен, из-за чего россияне стали более активно продавать свои «Лады» и другие отечественные автомобили и покупать иномарки. Извлекая выгоду из склонности россиян к автомобилям с высоким клиренсом, Ford планирует в первой половине 2008 года вывести на российский рынок свой новый кроссовер Kuga; иными словами, Россия получит этот автомобиль одной из первых.
«Мы привозим в Россию самые новые модели, – говорит Найджел Брекенбери, глава Ford в России. – Местные потребители их ждут».
Российский бизнес Ford не обходится без проблем, среди которых и состоявшаяся в декабре на одном из его заводов забастовка. Большинство рабочих вернулись на свои рабочие места через несколько дней, но завод функционировал лишь на 2/3 проектной мощности.
Из-за снижения мощности предприятия в Ленинградской области «мы получаем меньше автомобилей, чем нужно», говорит директор «Нью-Йорк Моторс» Павлович. К 2009 году Ford планирует увеличить количество производимых в России «Мондео» и «Фокусов» до 125 тыс.
Растет и конкуренция – в расположенном через дорогу от «Нью-Йорк Моторс» дилерском центре Renault тоже кипит работа.
Китайские производители вроде Geely или Chery Automobile также рвутся в Россию, а местные автопроизводители «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» модернизируют свои машины при помощи зарубежных партнеров.
Представители некоторых компаний и часть аналитиков говорят, что результатом стремления автопроизводителей проникнуть в Россию может стать избыток производственных мощностей и падение цен, как это происходит на других быстрорастущих рынках, таких, как китайский.
Впрочем, средняя цена автомобиля по-прежнему растет. По словам Павловича, Ford в текущем году дважды повышал цены.
«Цены растут довольно быстро, даже в пределах месяца, – говорит Яцек Горски, генеральный директор General Motors CIS. – С течением времени конкуренция на этом рынке будет расти».
Джон Рид
***