А был ли мальчик террористом… Взрыв в Тольятти ФСБ считает несчастным случаем
Вчера сотрудники ФСБ Самарской области объявили, что взрыв рейсового автобуса в Тольятти, в котором погибли восемь человек, не был террористическим актом. Спецслужбы уверены в том, что взрывное вещество детонировало из-за неосторожного обращения с ним…
Фото: ИТАР-ТАСС |
Спецслужбы уверены в том, что взрывное вещество детонировало из-за неосторожного обращения с ним, главным подозреваемым является Евгений Вахрушев, который оказался в самом эпицентре взрыва. А вот эксперты-химики уверены – взрыв едва ли мог произойти случайно.
Чуть более полутора месяцев понадобилось спецслужбам Самарской области, чтобы сделать вывод – к взрыву тольяттинского рейсового автобуса, в котором погибли восемь человек, террористы не были причастны. «Взрыв автобуса не имел никаких политических целей, – сообщили в пресс-службе ФСБ Самарской области. – Взрыв произошел из-за неосторожного обращения со взрывчатым веществом». Все подозрения пали на студента Евгения Вахрушева, который погиб в автобусе. По основной версии сотрудников ФСБ, именно он перевозил взрывчатое вещество, которое нечаянно взорвалось. В автобусе сработало безоболочное взрывное устройство, представлявшее собой смесь аммиачной селитры с другими компонентами и взрывателем, в состав которого, вероятно, входил нитроглицерин. Не исключено, что, вооружившись такой версией, спецслужбы могут вскоре закрыть дело из-за гибели обвиняемого.
Однако химики утверждают, что взрыв не мог произойти из-за простой неосторожности. «Нитроглицерин обычно перевозят в этиловом спирте, и в жидком состоянии вещество вряд ли могло взорваться, – рассказал «НИ» сотрудник научного совета РАН по горению и взрывам Владимир Веретенников. – Для взрыва необходимо бросить в вещество горящую спичку или привести детонатор в готовность, то есть должны быть какие-то намеренные действия». К тому же взрывчатку, по словам специалистов, изготовить в домашних условиях не так-то просто, несмотря на то, что компоненты продаются в свободном доступе. «Для смешивания аммиака с селитрой, которой, скорее всего, пользовался студент, нужны специальные температуры, – поделился с «НИ» специалист группы компании «Русхим» Алексей Туркин. – Это простые удобрения, которые можно купить где угодно. Но для того, чтобы взорвать, нужно еще и привести в действия детонатор».
Северный Кавказ уже не первый раз за последние месяцы потрясают «случайные» взрывы в автобусах. По версии следствия, как во взрыве на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, так и во взрыве на автовокзале Невинномысска бомбистами оказывались пассажиры. Эти дела все еще не раскрыты, но вряд ли сотрудникам ФСБ удастся доказать, что и в оставшихся двух случаях все дело было в неосторожном обращении с химическими веществами. А если так, рассуждают эксперты, то для самих террористов не так уж и важно, кого признают виновным в первом взрыве: «Даже случайный взрыв для террористов всегда бесплатный подарок, после таких событий они могли устроить уже спланированные акции, – рассказал «НИ» директор центра «Сова» Александр Верховский. – В любом случае для людей все равно – был ли взрыв случайным или спланированным террористами. В сознании всегда остается нестабильность ситуации, чего и добиваются террористы».
***