Растет экспорт чешского пива в Россию
Поставки чешского пива в Россию в 2003 году увеличились на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом — до 3,6 млн гектолитров. Это более чем шестая часть от всего объема производства пива в Чешской Республике за весь 2003 год. Эти данные обнародовал Чешский союз производителей пива и солода. По мнению экспертов рынка пива, в 2004 году поставки продукции чешских пивоваренных заводов в Россию могут возрасти еще на 10 процентов.
Чешское пиво реализуется в России преимущественно в сегменте сортов категории «премиум», и производство ряда чешских марок уже перенесено на территорию России. Так, марка «Старопрамен» до февраля 2003 года выпускалась Калужской пивоваренной компанией, принадлежащей ООО «ТрансМарк». Позже лицензионное право перешло к компании «САН Интербрю», которая теперь производит эту марку пива на Клинском пивокомбинате. «Старопрамен» продается в 36 стран мира.
С сентября 2002 года Калужский завод начал выпуск популярнейшего чешского пива марки «Козел». Это пиво появилось в 1874 году и до сих пор производилось только в Чехии. «Козел» выпускается в Чехии концерном «Пльзенский Праздрой», являющимся лидером на внутреннем пивном рынке Чехии, где его доля составляет 49 процентов. Концерну также принадлежат такие всемирно известные торговые марки, как «Пилснер Урквел» и «Гамбринус».
На рынке России старается закрепиться и третий крупный пивопроизводитель Чехии — «Будвайзер Будвар». Объем продаж этой компании в России в 2002 году вырос почти на 30 процентов по сравнению с 2001 годом и составил 15,3 тысяч гектолитров против 12 тысяч в 2001 году. В настоящее время «Будвайзер Будвар» имеет договоры о поставках с тремя российскими импортерами, ведущим среди которых является компания «Норт Уиндз Брюинг» — владелец пивоваренного завода «Три медведя». В феврале 2004 года петербургский ликероводочный завод «Ладога» объявил о планах строительства пивоваренного завода-ресторана с инвестициями в два миллиона долларов, который будет выпускать пиво под одним из чешских брендов.
Как рассказал в беседе с журналистами президент Европейской пивоваренной конвенции /ЕПК/ и председатель Чешского союза производителей пива и солода Ян Весела, во время своего визита в Россию в январе текущего года он вел переговоры об условиях и сроках вступления России в лице Союза российских пивоваров в ЕПК.
По мнению Веселы, членство в этой организации даст российским пивоварам возможность пользоваться новейшими разработками европейских коллег и их опытом в области производства пива. Однако некоторые аналитики видят в этом предложении и меркантильные интересы: размер взносов в ЕПК зависит от объема национального рынка, а российский рынок — самый крупный в Европе. В денежном исчислении объем пивного рынка в России уже превысил объем рынка водочного. По оценкам маркетологов, в 2003 году в России было продано пива примерно на 6,5 млрд долларов, в то время как оборот водочного рынка не изменился и остался на уровне около 6,2 млрд долларов.
Кроме того, следует отметить, что постепенно в России формируется европейская структура потребления пива. Сегодня только 48 процентов потребляемого пива составляет тарированное /бутылки, банки/, а 52 процента приходится на долю разливного, которое по всеобщему мнению обладает лучшими вкусовыми качествами. Еще совсем недавно это соотношение составляло 90 к 10.
*