«Временем лжи и обмана» провозгласил сегодня завершающийся 2007 год уважаемый в Японии общенациональный совет экспертов, который по традиции определяет в декабре самый типичный иероглиф для уходящих двенадцати месяцев. На сей раз им стал похожий на нахохлившуюся сову знак «ги», означающий «ложь», «подделка» и т.д.

Такой выбор связан с продолжавшейся в Японии весь год чередой скандалов, вызванных массовой фальсификацией этикеток на пищевых продуктах.

В подделках были уличены мясные компании, которые в «говяжьи котлеты высшего сорта» подмешивали залежавшуюся второсортную свинину. Действующие по всей Японии закусочные «Макдоналдс» попались на салатах с просроченным сроком годности. Солидные кондитерские компании, как оказалось, использовали в своих сладостях негодные компоненты. Скандалы привели к арестам, громким отставкам и разорениям, однако больше всего здесь сетуют на потерю доверия к пищевикам, которые некогда пользовались в стране безупречной репутацией. Заговорили и о том, что нынешние потрясения могут поколебать международное доверие к почтенной марке «сделано в Японии».

«Знак года» по традиции определяет 12 декабря Японское общество проверки иероглифических знаний. В этот же день его огромной кистью пишет на листе бумаги монах старинного буддистского «Храма Чистой воды» в Киото — древней столице страны. Этот образец каллиграфии выставляется там на всеобщее обозрение до 31 декабря. Кстати, символом прошлого года был выбран куда более жизнерадостный иероглиф «иноти» — «жизнь». Он должен был подчеркнуть радость японцев по поводу рождения долгожданного мальчика-наследника в императорской семье.

Известия

*