Конституции России сегодня, 12 декабря исполняется 14 лет — возраст, в котором подростки прощаются с детством, приобретая вместе с паспортом частичную, так называемую «административную дееспособность».

Хотя с 2005 года дата принятия основного закона страны утеряла статус «красного дня» календаря, это не умаляет ее значения. 12 декабря 1993 года принятая на общероссийском референдуме новая Конституция отделила страну от правового постсоветского вакуума.    Все эти годы Конституция страны исправно работает без поправок. Реформы последних лет полностью укладываются в ее рамки. В свое время, и это признает теперь большинство экспертов, Конституция была написана, что называется, «навырост» и все еще не исчерпала своего потенциала, напоминает ИТАР-ТАСС.

Как считает председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин, «Формально наша Конституция за эти годы не менялась, но по сути Основной Закон — это живой текст». В интервью «Российской газете» он отметил, что «конституционные принципы неизбежно развиваются и изменяются, но не надо стремиться ускорять эти процессы. Чем больше перемен — тем быстрее надвигается старость. У закона есть свой срок, но ведь нашей Конституции всего лишь 14 лет, со всеми вытекающими последствиями. Менять Основной Закон надо тогда, когда нельзя не менять». По оценке главы КС, этот документ — «базовая основа, на которую опирается вся правовая пирамида, и поэтому малейшее изменение влечет за собой необратимые последствия».

По буквальному смыслу Конституции, напомнил Зорькин — «Россия — полупрезидентская республика». «У нас президент — это не формальное олицетворение единства государства, осуществляющее представительские функции, а активное действующее лицо, участник политического процесса, который, первенствует перед всеми властями», — считает он. Именно президент приводит все ветви власти к гармоническому единству, определяя основные направления внешней и внутренней политики. Он же — гарант Конституции, притом что Конституционный суд является ее хранителем, «депозитарием» и толкователем.

Подобная форма правления, полагает глава КС, «обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего особенностями и потребностями переходного реформистского периода, числом и масштабностью стоящих перед страной проблем: экономических, территориальных, национальных, демографических, религиозных, международных и так далее; а также отсутствием развитых традиций демократии, развитого гражданского общества, стабильной многопартийной политической системы».

Вести.RU

*