В Самаре объявлен кон­курс на осуществление пассажирских перевозок. Критерии отбора победите­лей существенно измени­лись. Об этом корреспон­денту «РГ» рассказал руководитель департамен­та транспорта мэрии Самары Валерий Графский.

— Экспериментировать не будем, решено взять за основу модель, уже обкатанную в Казани. Дело в том, что Самара и Казань очень похо­жи: оба города вытянуты вдоль Волги, да и разница в численности населения составляет всего сорок тысяч человек. Так вот, в столице Татарстана провели научные иссле­дования и пришли к выводу, что «Газели» следует снять с маршру­тов, заменив их автобусами средней и большой вместимости.

В течение нынешнего года там закупили тысячу машин, а микро­автобусы вывели из транспортно­го потока вообще. Структура под­вижного состава получилась такой: 250 единиц 35-местных машин, 700 — 70-местные, а остальные — транс­порт большой и особо большой вместимости, то есть на 100-120 пассажиров. Результат не заставил себя ждать — пробки на централь­ных магистралях исчезли, а люди перестали стоять на остановках. Ведь эта картина хорошо известна и нам, когда маршрутки «набива­ются» на конечной и едут битком через весь город, не останавлива­ясь.

Главное условие к участникам нынешнего конкурса — гарантия четкого выполнения графика дви­жения и отвечающая нашим но­вым требованиям вместимость транспортных средств. Инвесто­ры, готовые работать в условиях полной правовой и финансовой прозрачности, есть. В Казани, к слову, из полутора тысяч машин муниципалитет закупил только 300, остальные 1100 приобрели частные перевозчики. Теперь по городу ездят хорошо заметные в потоке красные автобусы. Цвето­вое единообразие — еще одно ус­ловие для фирмы-перевозчика. Мы в Самаре предпочли зеленый или салатовый колер.

Что касается выбора произво­дителей, то здесь побеждают те, которые предлагают наиболее на­дежные машины. Покупать деше­вые автобусы с маленьким ресур­сом нецелесообразно. Мы остано­вились на двух производителях — китайском и европейском. Китай­ские автобусы хорошо зарекомен­довали себя как на туристических маршрутах, так и на внутригород­ских перевозках. При цене 1,5 миллиона рублей за машины ма­лой вместимости и 3,3-4 миллиона — большой они способны служить до десятка лет. Как бы ни спорили по поводу покупки Самарой доро­гих «Мерседесов», это приобрете­ние оправдало себя стопроцентно: они без проблем эксплуатируются уже 13 лет.

Сменой идеологии формирова­ния автопарка перечень «антипро­бочных» мер не ограничивается. Мы рассматриваем вопрос перево­да на одностороннее движение узких улиц старой части города. Во-вторых, при условии своевремен­ного и достаточного финансиро­вания вполне возможно ускорить ввод в действие новых станций метро — по одной каждые два года. Сейчас четверть пассажиров пере­возят муниципальные автобусы, каждый седьмой пассажир пользу­ется услугами частных перевозчи­ков, а оставшихся доставляют к месту назначения троллейбусы, трамваи, метро. На последнее пока приходится всего пять процентов пассажиропотока, а когда зарабо­тают все 14 предусмотренных про­ектом станций, метро возьмет на себя 25 процентов пассажиров, что, между прочим, высвободит три тысячи маршруток.

В Казани на проведение кон­курса, покупку и выпуск на линии новых автобусов ушло три месяца. У нас, наверное, новая органи­зация движения заработает к бу­дущему лету. Тогда же введем и электронный способ оплаты про­езда. А «Газели» без работы не ос­танутся — уйдут на межобластные перевозки, в другие регионы. На городских же маршрутах будут работать только те фирмы, кото­рые обладают достаточной техни­ческой базой, новым автопарком с машинами зеленого цвета, нуж­ной вместимости и — для удобства инвалидов и пожилых людей — с низким полом.

Об этом пишет сегодня «Российская газета» № 277 (4540)

*