Зеленые против желтых. Маршрутки исчезнут с улиц Самары к лету
В Самаре объявлен конкурс на осуществление пассажирских перевозок. Критерии отбора победителей существенно изменились. Об этом корреспонденту «РГ» рассказал руководитель департамента транспорта мэрии Самары Валерий Графский.
— Экспериментировать не будем, решено взять за основу модель, уже обкатанную в Казани. Дело в том, что Самара и Казань очень похожи: оба города вытянуты вдоль Волги, да и разница в численности населения составляет всего сорок тысяч человек. Так вот, в столице Татарстана провели научные исследования и пришли к выводу, что «Газели» следует снять с маршрутов, заменив их автобусами средней и большой вместимости.
В течение нынешнего года там закупили тысячу машин, а микроавтобусы вывели из транспортного потока вообще. Структура подвижного состава получилась такой: 250 единиц 35-местных машин, 700 — 70-местные, а остальные — транспорт большой и особо большой вместимости, то есть на 100-120 пассажиров. Результат не заставил себя ждать — пробки на центральных магистралях исчезли, а люди перестали стоять на остановках. Ведь эта картина хорошо известна и нам, когда маршрутки «набиваются» на конечной и едут битком через весь город, не останавливаясь.
Главное условие к участникам нынешнего конкурса — гарантия четкого выполнения графика движения и отвечающая нашим новым требованиям вместимость транспортных средств. Инвесторы, готовые работать в условиях полной правовой и финансовой прозрачности, есть. В Казани, к слову, из полутора тысяч машин муниципалитет закупил только 300, остальные 1100 приобрели частные перевозчики. Теперь по городу ездят хорошо заметные в потоке красные автобусы. Цветовое единообразие — еще одно условие для фирмы-перевозчика. Мы в Самаре предпочли зеленый или салатовый колер.
Что касается выбора производителей, то здесь побеждают те, которые предлагают наиболее надежные машины. Покупать дешевые автобусы с маленьким ресурсом нецелесообразно. Мы остановились на двух производителях — китайском и европейском. Китайские автобусы хорошо зарекомендовали себя как на туристических маршрутах, так и на внутригородских перевозках. При цене 1,5 миллиона рублей за машины малой вместимости и 3,3-4 миллиона — большой они способны служить до десятка лет. Как бы ни спорили по поводу покупки Самарой дорогих «Мерседесов», это приобретение оправдало себя стопроцентно: они без проблем эксплуатируются уже 13 лет.
Сменой идеологии формирования автопарка перечень «антипробочных» мер не ограничивается. Мы рассматриваем вопрос перевода на одностороннее движение узких улиц старой части города. Во-вторых, при условии своевременного и достаточного финансирования вполне возможно ускорить ввод в действие новых станций метро — по одной каждые два года. Сейчас четверть пассажиров перевозят муниципальные автобусы, каждый седьмой пассажир пользуется услугами частных перевозчиков, а оставшихся доставляют к месту назначения троллейбусы, трамваи, метро. На последнее пока приходится всего пять процентов пассажиропотока, а когда заработают все 14 предусмотренных проектом станций, метро возьмет на себя 25 процентов пассажиров, что, между прочим, высвободит три тысячи маршруток.
В Казани на проведение конкурса, покупку и выпуск на линии новых автобусов ушло три месяца. У нас, наверное, новая организация движения заработает к будущему лету. Тогда же введем и электронный способ оплаты проезда. А «Газели» без работы не останутся — уйдут на межобластные перевозки, в другие регионы. На городских же маршрутах будут работать только те фирмы, которые обладают достаточной технической базой, новым автопарком с машинами зеленого цвета, нужной вместимости и — для удобства инвалидов и пожилых людей — с низким полом.
Об этом пишет сегодня «Российская газета» № 277 (4540)
*