Всем, что мы знаем о годах становления Безымянки, мы обязаны ее первостроителям, ветеранам оборонных предприятий, а также куйбышевским журналистам, сохранившим для потомков память о тех, кто закладывал Кировский район.

Газетчиков в годы войны в нашей области оставалось совсем немного. В июле 1941 года Куйбышевский обком ВКП(б) вынес решение о прекращении издания девятнадцати местных фабрично-заводских газет, журналов «Коммунист», «Блокнот агитатора», областной газеты «Волжский комсомолец» и пионерской «Будь готов». Были сокращены также объемы выпуска районных газет.

    В Куйбышеве выходила только одна местная газета – «Волжская коммуна», да и та зачастую печаталась лишь на двух полосах тиражом 52 тысячи экземпляров. Многие ее сотрудники ушли на фронт. В боях с фашистами погибли заместитель ответственного секретаря С.Шепелев, заведующий отделом писем В.Германович, заведующий отделом информации С.Волгов и корреспондент В.Муравьев. В редакции оставались в основном женщины и несколько мужчин во главе с ответственным редактором И.Г.Сисневым.

    В первый день войны, всего через несколько часов после Заявления Советского правительства «Волжская коммуна» выпустила экстренный выпуск, который начинался словами «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Все последующие дни газета писала о мобилизации трудящихся области в ряды Красной Армии, о перестройке промышленности на выпуск военной продукции, о всеобщем военном обучении, привлечении женщин на производство и конечно же о строительстве мощного оборонного комплекса на Безымянке.

    Настоящим летописцем Кировского района был журналист «Волжской коммуны» Владимир Борисович Гецелев. Он более 30 лет проработал в областной газете. В условиях военного времени, когда важно было хорошо знать не только людей, но и технику, Гецелеву часто поручали подготовку материалов заводской тематики. И он писал про строительство заводов и соцгорода, про соревнование, про заводских конструкторов и рационализаторов, про поточный метод производства и конечно же про выпуск штурмовиков Ил-2. По соображениям секретности самолетами или моторами называть в то время готовую продукцию безымянских заводов было нельзя. Называли штурмовики изделиями, агрегатами, оборонным заказом, грозным оружием и т.д.

    Никто лучше Гецелева не знал эту продукцию и ее создателей. Вот как писал он про рационализаторов завода № 1 Семенова и Леонова. «Они изменили саму систему клёпки. Старые клепальщики обычно берут одну заклёпку, вставят её, затем берут другую и т.д. Семёнов и Леонов работают сразу двумя руками: в одной пневматический молоток, в другой — горсть заклёпок. Без задержки ребята мгновенно производят все операции». А вот выдержка из статьи Гецелева про поточный метод. «Переход на поток в цехе Алексеева резко увеличил производительность труда, работа пошла ритмично, строго по графику, без штурмовщины. Раньше агрегаты стояли здесь в хаотическом беспорядке. Бригады бегали с места на место в поисках агрегата, непроизводительно теряя время. Сейчас положение резко изменилось. В цехе созданы четыре поточные линии. Агрегаты расположены в соответствии с последовательностью сборки. Исчезли простои. Освободилась производственная площадь в 1.700 квадратных метров. Ручная транспортировка заменена механической. Отпала надобность в подсобных рабочих».

    Гецелев прекрасно знал Кировский район. Вот выдержки из очерка про Безымянку, который он написал в феврале 1946 года.

    «Когда-то здесь был глухой разъезд, на котором редко останавливались поезда. Сейчас на его месте большая железнодорожная станция, по путям которой беспрерывно на запад и восток продвигаются составы. К заводам-гигантам протянулись десятки подъездных путей. На станции ежедневно разгружается в среднем 150 вагонов угля, металла, нефти, кирпича, цемента, лесоматериалов. Десятки вагонов увозят различную продукцию заводов, металлический лом.

       Разросшийся рабочий поселок нуждался во внутреннем транспорте. Район сейчас имеет двойной трамвайный путь протяжением в 12 километров, соединяющий его с Куйбышевом. Несмотря на суровое военное время, правительство позаботилось о строительстве электрической железной дороги. Буквально в несколько месяцев она была построена. Теперь в район из города и обратно проходят двадцать пар электрических поездов. За год электричка перевезла свыше 17 миллионов человек, ее поезда прошли путь в 400 тысяч километров.

       В центральной части района много больших жилых зданий, школ, больниц, аптек, магазинов, несколько юнгородков. Трогательная забота проявлена о детях. Им предоставлены лучшие помещения. Район имеет 11 пионерских лагерей у рек Волга, Самарка и Сок, девять школ, свыше тридцати детских очагов и яслей.

    С каждым годом возрастает рождаемость. По сравнению с 1941 годом в 1943 году родилось детей в два раза больше, в 1944 г. — в три раза и в 1945 г. — в четыре с половиной раза.

    В районе много людей, имена которых известны всей стране. Здесь живут и работают Герои Социалистического Труда, лауреаты Сталинской премии, известные конструкторы и технологи, крупные хозяйственники, тысячи замечательных стахановцев. Перспективы развития района исключительно широки. В 1946 году будут построены три здания детских садов, новые капитальные жилые дома площадью в 50 тысяч квадратных метров, сотни коттеджей, новый родильный дом, первая очередь Дворца культуры, три школы, стадион. Строится драматический театр».

    Не менее важные темы поднимали в годы войны и другие журналисты «Волжской коммуны». Собкор Мария Морозова писала на темы сельского хозяйства. Свой Сергиевский район из-за отсутствия транспорта она исходила пешком, побывав буквально в каждом селе. М.Славнина и К.Морозова писали о сборе теплых вещей для фронта, о заготовке дров, ремонте трамваев и других житейских проблемах. А журналист Г.Щербатов освещал вопросы добычи нефти в Куйбышевской области. Тему переработки углеводородного сырья продолжал сызранский собкор К.Пухов, рассказывая о работе местного крекинг-завода. Другой собственный корреспондент «Волжской коммуны» М.Трофимов вел тему строительства танковой колонны «Куйбышевский колхозник», писал про сбор средств в фонд обороны. Очень проникновенно рассказывала о том, как приютила наша область детей-сирот из западных районов страны К.Киршина. А все вместе журналисты «Волжской коммуны» своим оружием – газетной строкой — помогали труженикам тыла громить ненавистного врага.

    Немало сделали для организации четкой работы своих предприятий журналисты многотиражных газет Кировского района. Как уже было сказано, в первые дни войны по решению Куйбышевского обкома ВКП(б) прекратился выпуск местных фабрично-заводских газет. Но эвакуированные из Москвы предприятия жили по своему уставу. Им удалось сохранить свою полиграфическую базу и наладить выпуск многотиражек на новом месте.

    На заводе № 1 (нынешнем «Прогрессе») газету «Сталинец» редактировал Л.Моисеенков. Ему помогали выпускать по два номера в неделю сотрудники редакции Л.Бродский и И.Рахилло. В Куйбышеве заводская газета начала выходить с января 1942 года. Ее подшивка сохранилась и с документальной точностью передает все подробности жизни авиационного завода военного времени. В газете приводится знаменитая телеграмма Сталина руководителям безымянских заводов с требованием выпускать больше Илов. Говорится о движении фронтовых бригад, о благоустройстве Юнгородка, о выпуске сверхплановой продукции в фонд обороны, о снабжении заводчан промтоварами и продуктами, о культуре Безымянки и многом другом.

    Для журналистов многотиражки не было мелких тем, все считались важными – от экономии каждой копейки до сверхпланового выпуска продукции. Вот лишь некоторые выдержки из материалов газеты.

    «В условиях дефицита электрических лампочек на заводе зародилась идея самим восстанавливать перегоревшие лампы. Была создана специальная мастерская, которая начала реставрацию ламп до 60 ватт пустотным способом. Сейчас разрабатываются чертежи на стенд для восстановления ламп мощностью в сто, двести, пятьсот ватт путем наполнения их азотом. Это удлиняет срок их службы. Нужно наладить сбор перегоревших ламп на заводе».

    «9 мая 1944 года работники Орлов, Варламов, Маркин, Бодров из мастерской т. Склянникова ушли с работы раньше срока на 2-4 часа. Дезорганизаторы производства должны быть отданы под суд».

    «Сверловщики Чеченев и Матросов в честь освобождения города Минска дали по две с половиной нормы за смену. Комсомолец Волчок дал две нормы, а Полина Демина салютовала Минску 250 процентами. Так приветствуют освобождение столицы Белоруссии труженики тыла!».

    Простыми словами, каждый по своему журналисты газеты «Сталинец» писали на самые актуальные заводские темы. Оценивая работу многотиражки, в одном из своих обзоров «Волжская коммуна» отмечала: «Ценным качеством этой газеты является то, что она не затрагивает вопрос мимоходом, слегка. Поставив проблему, она добивается доведения ее до конца, до положительного результата». Так работали в годы войны и другие заводские газеты. И сегодня мы воздаем должное труженикам пера, летописцам Безымянки — журналистам военного времени.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации областной газеты «Волжская коммуна» и заводской многотиражки «Сталинец»

*