Самарская область: Для успешной работы пассажирского транспорта необходимо внести изменения в законодательство
7 декабря состоялось заседание «круглого» стола «О проблемах организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Самарской области», в котором приняли участие министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев, руководители отраслевых департаментов муниципалитетов, представители законодательной власти и федеральных силовых структур по Самарской области.
С инициативой провести подобное заседание вышло Правительство Самарской области после обследования ситуации с пассажироперевозками на местах: в Тольятти и Сызрани. В ходе выездных заседаний министерства транспорта, связи и автомобильных дорог в этих городах были выявлены многочисленные нарушения в работе городского общественного транспорта. Так, например, в Сызрани ежедневно на маршруты выходят более 150 автобусов, у водителей которых отсутствует лицензия. Более того, некоторые индивидуальные предприниматели вообще работают по поддельным паспортам маршрутов. В Тольятти до сих пор не утверждена маршрутная сеть. Паспорта маршрутов выдаются в хаотичном порядке, существует серьезная проблема наложения друг на друга схем движения городских и пригородных маршрутов. Как следствие – в Правительство Самарской области регулярно поступают жалобы жителей Тольятти о перенасыщении транспортными средствами одних маршрутов и многочасовых ожиданиях на остановках автобусов, следующих по другим, менее выгодным для перевозчиков маршрутам. Кроме того, пригородные автобусы не доходят до заявленных конечных пунктов. В связи с этим, во-первых, транспортное сообщение в Ставропольском районе практически отсутствует. Во-вторых, в черте города возникает нездоровая конкуренция среди перевозчиков, приводящая к увеличению количеств ДТП и повышению уровня травматизма.
Все участники прошедших выездных совещаний были едины в своем решении: необходимо срочно вносить изменения в Законы Самарской области «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте» и «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» с целью ужесточения мер, которые могут быть применены к нарушителям.
Заседание «круглого стола» началось с доклада руководителя управления транспорта Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Владимира Большова. В своем выступлении он подчеркнул, что сегодня рынок коммерческих перевозок все более переходит в цивилизованное русло.
Вместе с тем действующее федеральное законодательство и законодательство Самарской области не позволяют эффективно контролировать работу перевозчиков. Так, на сегодняшний день не предусмотрены штрафные санкции за выявленные в ходе выездных совещаний нарушения. Единственной возможностью является привлечение перевозчика к ответственности за незаконное предпринимательство при выполнении им перевозок без надлежаще оформленных документов. Однако, правоохранительные органы данную возможность не используют.
По причине отсутствия нормативной базы, регламентирующей отношения с автовокзалами в современных условиях, сложилась проблемная ситуация с ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», являющимся монополистом в сфере предоставления услуг автовокзалами (автостанциями). Руководство ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» допускает к перевозкам и ставит в график перевозок «своих» перевозчиков, которые не всегда имеют необходимые для этого разрешительные документы.
Дополнительные возможности в части упорядочения всех видов перевозок должны появиться после принятия ряда федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих пассажироперевозки, что планируется сделать ещё до конца текущего года.
Проектом Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» предусматривается объявление конкурсов на выполнение маршрутных пассажирских перевозок, в том числе в пригородном и междугородном сообщениях.
Наиболее оптимальным вариантом решения задачи представляется, если маршрут будет передаваться на конкурсной основе, желательно только одному перевозчику, т.к., получив право работы на маршруте, он сможет после заключения договора с заказчиком перевозок, по согласованию с последним регулировать количество транспортных средств и не станет допускать к работе лишние автобусы, которые не принесут прибыль.
При этом необходимо соблюдение условия, что основная часть автобусов, работающих на маршруте, должна принадлежать ему на праве собственности, а часть подвижного состава может быть взята в лизинг, что также может быть предусмотрено условиями проведения конкурса.
В настоящее время согласно действующему законодательству министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области утверждает паспорта маршрутов и заключает договоры с перевозчиками без проведения конкурсов на выполнение маршрутных перевозок.
Кроме того, министерство планирует совместно с органами местного самоуправления крупных городских округов рассмотреть возможность строительства новых автовокзалов на въездах в города, что позволит в последующем исключить дублирование городских маршрутов междугородными внутриобластными и пригородными, снизить загруженность городских дорог.
Вместе с тем в настоящее время данные вопросы еще до конца не урегулированы действующим законодательством.
В итоге участникам заседания было предложено сформулировать рекомендации, чтобы в дальнейшем учесть их в ходе внесения изменений в областное законодательство. Валерий Матвеев: «Сегодня Губернатор Самарской области Владимир Артяков ставит нам очень жесткие требования: поправки в областное законодательство, регулирующее вопросы транспортного обслуживания, должны быть внесены в кратчайшие сроки».
Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области
*