Спрятал ли Леонардо да Винчи на своих полотнах лик Божий?
В мире мыслителей, выдвигающих теории о творчестве Леонардо, назревает новая буря: таинственная организация утверждает, что ее члены при помощи зеркал обнаружили в ряде самых известных произведений великого художника скрытые изображения библейских персонажей.
В последние годы историки искусства находили на полотнах Леонардо и рыцарей ордена тамплиеров, и Марию Магдалину, и некоего ребенка, и музыкальную партитуру.
Есть много документальных подтверждений того, что да Винчи (1452-1519) часто делал записи «зеркальным письмом», то ли чтобы предотвратить кражу своих идей соперниками, то ли пытаясь скрыть свои научные теории, часто расценивавшиеся как подрывные, от могущественной Римско-католической церкви.
И вот теперь организация, известная как Всемирный фонд «Зеркало Священного Писания и живописи», пришла к мнению, что Леонардо использовал тот же метод в некоторых из своих самых знаменитых произведений, включая «Мону Лизу» и «Тайную вечерю», чтобы спрятать изображения таинственных лиц и религиозных символов.
Авторы теории говорят: если приложить зеркало к эскизу «Мадонна с младенцем со Св. Анной и Св. Иоанном Крестителем», который экспонируется в лондонской Национальной галерее, то можно увидеть ветхозаветного бога Яхве, который «защищает душу от пороков тела» и увенчан папской тиарой.
Их теория объясняет, почему многие персонажи Леонардо, как представляется, указывают в пустоту или смотрят в пространство, словно выискивая взглядом нечто божественное.
Представители фонда утверждают, что тем самым персонажи указывают, как следует разместить зеркало, чтобы обнажить тайны картины.
По их словам, в случае с эскизом из лондонской галереи это проясняет, почему Иоанн Креститель смотрит мимо Иисуса вдаль.
Похожее лицо становится заметным, если приложить зеркало к правому плечу Моны Лизы; эксперты также утверждают, что на знаменитой фреске «Тайная вечеря» они обнаружили на столе перед Христом перевернутую чашу Св. Грааля.
«Зеркальный метод» можно применить и к еще одному изображению Иоанна Крестителя: тогда проявляется сцена Сотворения, изображающая четырехногое создание, и Древа познания в Эдемском саду Адама и Евы.
Здесь тоже Иоанн указывает обеими руками на точку, где следует разместить зеркало, чтобы открылось «скрытое» изображение.
По словам членов фонда, тот же метод применяли Микеланджело и Рафаэль в произведениях, которые экспонируются в Музеях Ватикана, и другие художники Возрождения, а также неоклассицист Жак-Луи Давид. Сходные явления также были обнаружены на знаменитых изображениях и изваяниях Будды.
Авторы исследования в прошлом году направили в Ватикан письмо с изложением своего открытия, но получили высокомерный ответ, гласивший, что, хотя их находки несомненно будут активно обсуждаться в кругах историков искусства, их идеи нуждаются в «прочных доказательствах» и должны быть поддержаны общим мнением искусствоведов, прежде чем к ним можно будет отнестись серьезно.
Критики этого начинания будут утверждать, что авторы теории хотят получить дивиденды со всемирного увлечения конспирологическими теориями относительно Леонардо. Кульминацией этих теорий стала публикация книги Дэна Брауна «Код Да Винчи» и ее последующая экранизация с Томом Хэнксом.
В романе и фильме излагалась теория, что мужчина, сидящий (на Тайной вечере) рядом с Христом справа, – в действительности Мария Магдалина и что у этой пары есть потомки, живущие в наше время; там же описывалось множество визитов по всему свету по местам, связанным с Да Винчи.
Новейшая теория, изложенная организацией «Зеркало Священного Писания и живописи», веб-сайт которой принадлежит Sacred and Divine Reason and Foundation Corp, обнародована вслед за тем, как в июле некий итальянский ученый-любитель объявил, что на «Тайной вечере» есть скрытое изображение женщины с ребенком на руках.
По его словам, эта фигура проступила, когда на фреску было наложено ее зеркальное отображение и оба изображения были сделаны полупрозрачными.
Эйслинн Симпсон
***