Люди во времени. Марк Туллий Цицерон
Несмотря на пробежавшие тысячелетия, немеркнущая слава Цицерона все длится в веках. Мы цитируем его подчас почти поневоле, порой забывая, кто автор пришедшегося впору афоризма. 7 декабря 43 года до нашей эры в своем имении Кайета от руки убийц погиб Марк Туллий Цицерон.
Смерть его выглядела актом мужества и бесстрашия: завидев убийц, подосланных Антонием, он приказал слугам, несущим его паланкин, опустить его на землю, и выставил из-за занавеси руку и голову, которые были незамедлительно отрублены и затем доставлены Антонию, поместившему их на ораторской трибуне форума. Таковы были обычаи. «О времена, о нравы!», – воскликнем мы вслед за Цицероном.
Несмотря на пробежавшие тысячелетия, немеркнущая слава Цицерона все длится в веках. Мы цитируем его подчас почти поневоле, порой забывая, кто автор пришедшегося впору афоризма. Некоторые из них, как, например, то, что было процитировано выше, выглядят уже чуть ли не «народным творчеством» – настолько всегда на слуху и всегда при нас.
Вспомните: «Все прекрасное редко», «Бумага все стерпит», «Познай самого себя», «Истина сама себя защитит», «Лесть – помощница пороков», «Когда гремит оружие, законы молчат», «Привычка – вторая натура», – все это нисколько не изжило себя с течением времени, не кажется ни наивным, ни избитым и, в сущности, выглядит столь же точным и метким, как выглядело в момент событий.
Марк Туллий Цицерон, происходивший из вполне достойного рода всадников, впрочем, не игравшего до той поры большой роли в политической жизни страны, был человеком необыкновенно одаренным, несомненно безупречно порядочным, но чрезвычайно честолюбивым – что и понятно, потому что в ту пору реализовать себя человек его дарований должен был почти непременно через политику. Политика его и сгубила. А вот его литературное наследие заставляет сожалеть о том, что автор столь активно занимался реализацией своих политических амбиций. Потому что тексты его речей, коих в нашем распоряжении имеется, не считая отрывков, пятьдесят восемь, трактаты по риторике, политике, философии, которых осталось всего девятнадцать – читаются столь захватывающе, что вызывают сожаление: отчего их не втрое больше. Ведь, посвяти автор себя полностью литературе, он писал бы много обильнее. Но все случилось так, как случилось, и творчество Цицерона было неотделимо от его политической деятельности, так что мы должны быть благодарны и за то наследие, которое он нам оставил.
Ведущая рубрики «Люди во времени»
Влада ЛЯЛИНСКАЯ
***