Первый испытательный запуск российского носителя «Союз 2-1Б» с принципиально новым двигателем третьей ступени намечен на 2006 год. Об этом сообщил в интервью РИА «Новости» первый заместитель генерального конструктора самарского центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) «Прогресс» Александр Чечин.

«Применение в составе ракеты принципиально нового двигателя позволит резко увеличить ее грузоподъемность — на 1 тонну 200 килограммов по сравнению с используемым сейчас «Союзом», — уточнил со своей стороны РИА «Новости» заместитель начальника отделения ЦСКБ «Прогресс» Валерий Абрашкин. «Такой прирост будет достигнут за счет высокой удельной тяги нового двигателя, который, кстати, работает на экологически чистых компонентах топлива — керосине и кислороде», — подчеркнул эксперт.

По его словам, в настоящее время воронежское КБ химавтоматики (КБХА) проводит огневые испытания нового двигателя. «Мы требуем, чтобы он штатно проработал три ресурса — 900 секунд вместо положенных 300, чтобы подтвердить надежность», — отметил Валерий Абрашкин.

До запуска «Союз 2-1Б» необходимо наработать положительную летную статистику по первой версии ракеты — «Союз 2-1А». Первый пуск этого носителя, оснащенного цифровой системой управления и модернизированного первой и второй ступенью, запланирован на 15 октября 2004 года с космодрома Плесецк.

В рамках первого испытательного пуска «Союз 2-1А» должен вывести на орбиту российский космический аппарат под названием «Облик». «По сути, этот спутник, построенный много лет назад и не запущенный по финансовым причинам, представляет собой только макет полезной нагрузки, потому что его гарантийный срок уже истек», — уточнил Валерий Абрашкин.

Однако, по его словам, изнутри «Облик» начинен всем необходимым испытательными оборудованием. «На космическом аппарате установлены современные вибро- и температурные датчики, с помощью которых будет проверена работа модернизированных двигателей первой и второй ступеней», — отметил он.

«Первая космическая ласточка» нового семейства «Союзов» получит также увеличенный четырехметровый головной обтекатель, позволяющий более чем на 300 килограммов увеличить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки.

В свою очередь, на северном российском космодроме Плесецк тщательно готовятся к приему «Союза» новой серии. «Проведена всесторонняя подготовка стартовой площадки под запуск «2-1А», причем основная часть работ по ее модернизации уже завершена», — сообщил Валерий Абрашкин.

«Первый коммерческий пуск нового носителя планируется осуществить с французским спутником «Метоп» в 2005 году», — отметил он.

С российского стартового комплекса, который построят наши специалисты на космодроме Куру во Французской Гвиане, в космос «будут ходить» уже новые «Союзы» в версии «СТК». «После нескольких успешных стартов с наших площадок и наработки необходимой летной статистики мы планируем начать запускать «Союзы» и с гвианского космодрома», — заверил заместитель начальника отделения ЦСКБ «Прогресс».

С 1959 года государственным научно-производственным ракетно-космическим центром «Прогресс» создано и сдано в эксплуатацию восемь модификаций ракет-носителей. С их помощью на орбиты выведено 1750 космических аппаратов, из них более 950 — собственной разработки. Это почти 2/3 от общего числа пусков, осуществленных в СССР и России.

МОСКВА, 14 апр — РИА «Новости», Александр Ковалев.

РИА "Новости"

*