Первой советской легковушке — 75
Ровно 75 лет назад — 6 декабря 1932 года — с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые легковые автомобили ГАЗ-А, созданные по лицензии Ford и доработанные применительно к условиям эксплуатации в нашей стране.
ГАЗ-А выпускали преимущественно с открытым пятиместным четырёхдверным кузовом типа «фаэтон». На случай непогоды можно было поднять брезентовый тент и пристегнуть над дверьми брезентовые боковины. Никелированный радиатор был украшен первой эмблемой Горьковского автомобильного завода – чёрный овал с буквами «ГАЗ». Автомобиль оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 40 л. с., позволяющем развивать скорость до 90 км/ч.
Благодаря простоте конструкции автомобиль ГАЗ-А с большим дорожным просветом, трёхступенчатой коробкой передач, подачей топлива к карбюратору самотёком, несложной электропроводкой соответствовал отечественным условиям эксплуатации и был легко освоен водителями.
Многое в конструкции ГАЗ-А представляется в наши дни удивительным: ленточный ручной тормоз задних колёс, отсутствие устройства для регулировки клапанов, очень малая степень сжатия, благодаря чему в жаркую погоду, когда условия испарения жидкости благоприятны, двигатель мог работать даже на керосине. У спидометра не было привычной стрелки – в окошечке прибора передвигались нанесенные на барабан цифры, указывая скорость. Трёхслойное ветровое стекло было выполнено из двух слоев стекла с проложенной прозрачной эластичной пленкой. При ударе триплекс покрывался густым слоем трещин, но не рассыпался на отдельные кристаллики, как изобретённое позже закалённое стекло. Для удобства водителя на ветровом стекле находились вакуумный стеклоочиститель и зеркало заднего вида.
Несколько автомобилей этой марки, оснащённые шинами «сверхбаллон», приняли участие в легендарном Каракумском испытательном пробеге 1933 года, где успешно доказали высокую проходимость, свою выносливость и надёжность. Они прошли без существенных поломок более 9500 км, из которых 6000 составляли просёлочные и грунтовые дороги и 1000 – сыпучие пески.
На базе ГАЗ-А также выпускался ГАЗ-4-«пикап» с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на полтонны груза, монтировались медицинские кузова и кузова броневиков Д-6 и Д-12, которые шли на вооружение частей Красной Армии. В 1934 году была изготовлена партия в несколько сотен машин ГАЗ-ТК – трёхосных автомобилей повышенной проходимости и опытная партия ГАЗ-6, оборудованных закрытыми кузовами типа «седан», используемых и в качестве «такси».
Несмотря на сравнительно короткий период выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А — с 1932 по 1936 год — машина надолго вошла в жизнь наших городов и сёл, получила всеобщее признание. Всего завод выпустил более 40 тысяч автомобилей ГАЗ-А.
***