Американский автогигант General Motors предложил выкупить пакет акций крупнейшего российского автоконцерна «АвтоВАЗ». Таким образом General Motors намерен значительно расширить свое присутствие на стремительно развивающемся российском рынке. На долю «АвтоВАЗа» претендуют также французская компания Renault и итальянский Fiat. В ближайшее время «АвтоВАЗ» должен определиться с кандидатурой иностранного стратегического партнера.

«АвтоВАЗ» готовится выбрать стратегического партнера

О размерах пакета и сумме сделки, которую General Motors предлагает «АвтоВАЗу», пока не сообщается. Однако представитель GM Том Уилкинсон в интервью агентству Франс пресс подчеркнул, что речь идет о значительной сумме.

Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии», которой принадлежит «АвтоВАЗ», в интервью «Независимой газете» в конце ноября сказал, что менеджмент думает о продаже зарубежному стратегическому инвестору 25-процентного пакета акций автозавода.

Требуется кардинальное повышение качества продукции, а «самостоятельно волжскому гиганту с решением этих задач не справиться», — заявил Чемезов, назвав в качестве возможных партнеров Fiat, GM, Renault и канадский автоконцерн Magna.

Чемезов не исключил дальнейшего сокращения госпакета акций «АвтоВАЗа». Однако, по его словам, государство в любом случае намерено сохранить за собой блокирующий пакет — 25% плюс 1 акция.

Один из ключевых рынков

Российская «Лада» когда-то воспринималась на Западе как неудачная шутка, теперь же Россия — это один из самых быстрорастущих автомобильных рынков в мире. По подсчетам Европейского банка реконструкции и развития, в России на каждую тысячу человек приходится около 157 автомобилей.

Для General Motors, крупнейшего мирового автопроизводителя, Россия сейчас является одним из ключевых рынков. Представитель GM в России Агнеш Роне в интервью Русской службе Би-би-си заявила, что в будущем автоконцерн будет расширять производство в России.

«Русский рынок, конечно, очень важен для нас, — заявила Роне. — У General Motors такая философия, что машины должны производиться там, где они продаются. Мы так и поступаем. Так что мы уже сейчас производим здесь машины, и в будущем будем».

Однако какие машины будут производиться, и будет ли будущее расширение связано с покупкой пакета акций «АвтоВАЗа», неизвестно. Агнеш Роне лишь пообещала, что компания объявит об этом, «когда будет принято решение».

Непростые отношения

General Motors уже является партнером «АвтоВАЗа». В 2001 году компании создали совместное предприятие по производству внедорожников «Шевроле-Нива». Однако половина мощностей этого СП так пока и не загружена.

Также не осуществился и план GM и «АвтоВАЗа» по строительству совместного завода по производству двигателей для автомобилей в Самаре. «АвтоВАЗ» выразил сомнения в том, что инвестиции окупятся.

Удвоение продаж

Уилкинсон заявил, что в 2007 году GM намеревается удвоить свои продажи в России по сравнению с предыдущим годом. Кстати, в 2006 году российские потребители приобрели около 250 тысяч автомобилей производства мирового автогиганта.

«Chevrolet в России — марка номер один автомобиля неотечественного производства», — отметил Уилкинсон.

Кроме «АвтоВАЗа», General Motors сотрудничает и с другими российскими компаниями. В Калининграде продукция GM выпускается на базе автозавода «Автотор». Еще один завод, который, как ожидается, начнет работу в 2008 году, строится под Санкт-Петербургом.

Европейский тренд

На долю «АвтоВАЗа», кроме американского автогиганта, претендуют два европейских производителя — Renault и Fiat. Кого же из трех партнеров выберет «АвтоВАЗ»?

По мнению аналитика «Альфа-банка» Андрея Федорова, предпочтительнее будет альянс с европейским производителем.

«Первое — это, конечно, какие-то логистические моменты, то есть поставка запчастей, — говорит он. — Второй момент — все-таки Европа и Америка отличаются друг от друга в первую очередь тем, что рынки автомобилей достаточно разные. То есть американцы традиционно предпочитают большие автомобили, а европейские производители предпочитают экономичные автомобили».

По мнению аналитика «Альфа-банка», Россия будет двигаться в сторону европейского тренда, а также ориентироваться в первую очередь на производство бюджетных автомобилей.

«Для того чтобы производить автомобили бизнес-класса, как минимум, нужен опыт в этой сфере, — считает Федоров. — Я не думаю, что в этот сегмент можно вот так вот войти, что называется, с улицы. Для «АвтоВАЗа» это было бы именно так».

Чемезов в интервью «Независимой газете» выразил мнение, что автомобили «Лада» и «Жигули» должны остаться «народными» и продаваться по цене не выше 10-12 тысяч долларов.

Ожидается, что вопрос об иностранных партнерах будет рассмотрен на заседании совета директоров «АвтоВАЗа» 7 декабря. Впрочем, какого-то официального срока, до которого «АвтоВАЗ» должен определиться с партнером, не существует.

среда, 05 декабря 2007 г., 14:20 GMT 17:20 MCK

Би-би-си

*