На самарский рынок мультимедиапродукции приходят первые крупные московские игроки. Два магазина уже открыла компания «Мистерия звука», в конце мая в Самаре появится первый магазин группы «Союз». Местные участники рынка говорят, что московским компаниям не стоит рассчитывать на объемы продаж, сравнимые с Москвой и Санкт-Петербургом, мотивируя это засильем дешевых пиратских копий.

Группа «Союз» работает на рынке с 1994 г. Розничная сеть состоит из 40 магазинов в Москве, пяти в Санкт-Петербурге, двух в Казани и двух в Нижнем Новгороде.

Компания «Мистерия звука» состоит из дистрибьюторского подразделения «Мистерия Дистрибьюция», издательского — «Мистерия Паблишинг» и компании по реализации — «Мистерия DVD». Розничная сеть состоит из торговых точек в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Самаре.

По данным участников рынка, в Самаре насчитывается несколько сотен торговых точек, где реализуются CD и DVD-диски. Наиболее крупными игроками (по площадям и ассортименту) являются компании «XXI век», «Видеосервис», «Класс АВФ», «Драйв», «Эльдорадо», «М. Видео».

Кирилл Панченко, директор по развитию торговли концерна группы «Союз», рассказал «Ведомостям», что в мае планируется открыть пилотный магазин группы в торговом доме «Мир», а в конце августа — информационный «супермаркет» площадью 700 кв. м в «Мегакомплексе Московский». Сумма инвестиций в открытие второго магазина составит от $750 000, там же будут открыты интернет-центр и кафе, сообщил Панченко.

Директор по развитию сказал, что это относительно новый формат магазинов группы «Союз» — пока только два таких «супермаркета» открыты в Москве. Одновременно с самарским такой же большой магазин откроется и в Казани. А в сентябре этого года «Союз» планирует открыть и третий самарский магазин в торговом центре «Аврора». По словам Панченко, емкость самарского рынка еще недостаточно изучена и трудно сказать, какие объемы продукции концерн сможет реализовывать здесь. По этой же причине еще неизвестен и бюджет рекламной кампании.

Группу «Союз» в Самаре успела опередить другая столичная сеть по продаже лицензионной аудиовидеопродукции — «Мистерия звука». В марте и апреле компания открыла два магазина в торговых центрах «Юность» и «Парк-Хаус», сообщил «Ведомостям» Евгений Жданников, директор по дистрибьюции компании. «Это начало развития региональной сети наших магазинов, первый мы открыли в Казани», — говорит он. «Мистерия звука» планирует развиваться в Самаре, но какое количество магазинов будет открыто в этом году, директор по дистрибьюции сказать не смог. Сотрудники торговых центров «Юность» и «Парк-Хаус» сообщили, что площади магазинов «Мистерии звука» 40 — 50 кв. м и около 70 кв. м соответственно.

Москвичи говорят, что пришло время выходить в регионы. «Мы заинтересованы в городах-миллионниках, крупных промышленных центрах с достаточным количеством населения, где можно создать сеть магазинов, — говорит Панченко. — Сегодня на самарском рынке практически нет крупных [розничных] операторов и сетей магазинов, реализующих лицензионную мультимедиапродукцию».

Людмила Ловягина, директор самарской компании «XXI век», говорит, что группа «Союз» станет серьезным игроком на самарском рынке. Она производит мультимедиапродукцию, поэтому сможет устанавливать и более низкие цены по сравнению с другими самарскими продавцами, считает она. А «Мистерия звука» по своим площадям и ассортименту пока вряд ли сможет занять большую долю на рынке, сказала Ловягина.

Жданников затруднился назвать конкурентов на самарском рынке. «Основной конкурент — пиратские копии», — говорит он. С ним согласен Панченко: «Если брать соотношение лицензионных и пиратских дисков на российском рынке, то из 100 продаваемых дисков лишь три-четыре — лицензионные».

Ловягина говорит, что продавцы лицензионной продукции не имеют ресурсов для борьбы с пиратскими копиями и пока бессильны изменить эту ситуацию.

По данным участников рынка, цены на лицензионные CD-диски в Самаре от 100 до 400 руб. , на DVD — от 500 до 900 руб. , пиратские CD можно приобрести за 40 — 80 руб. , DVD — за 150 — 200 руб. Сотрудник одной из самарских фирм, занимающихся розничными продажами CD, DVD-дисков и видеокассет, на условиях анонимности заметил, что московским компаниям не стоит сейчас рассчитывать на спрос, как в Москве или Санкт-Петербурге.

Панченко и Жданников признают, что лицензионная продукция дороже, но считают, что покупателя привлекут качество товаров и известные торговые марки.

Оксана Иващенко

Владимир Штанов

Ведомости — Поволжье

15 апреля 2004

N 65 (1105)

Ведомости

*