Игорь Александрович Чернышев родился 15 сентября 1937 года в театральной семье. Родители работали в Малом оперном театре. Отец исполнял ведущие партии драматического тенора, мама была артисткой балета. Долгая жизнь Игоря Александровича в искусстве началась за кулисами театра. В 1956 году окончил Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой по классу Феи Ивановны Балабиной. В числе своих сокурсников — Сергея Викулова, Анатолия Нисневича, Константина Рассадина, Геннадия Селюцкого, был зачислен в труппу Ленинградского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. С первых же сезонов яркий танцовщик вошел в творческую жизнь труппы театра. Стал одним из первых исполнителей партии Данилы в балете Юрия Григоровича «Каменный цветок». Партнершей артиста была выдающаяся балерина Алла Шелест. Через три года о нем писали как о состоявшемся артисте. Он танцевал партии Спартака и Гармодия в «Спартаке», Евгения в «Медном всаднике», Тибальда в «Ромео и Джульетте», Батыра в «Шурале».

Дебют Игоря Чернышева как балетмейстера состоялся на сцене МАЛЕГОТа постановкой спектакля «Антоний и Клеопатра» в 1968 году, он принес успех и подтвердил репутацию оригинально мыслящего балетмейстера. После этого Чернышев оставил карьеру артиста, полностью посвятив себя балетмейстерской деятельности. Вскоре за «Антонием и Клеопатрой» последовали «Ромео и Юлия» для творческого вечера Ирины Колпаковой, «Римский карнавал» для Калерии Федичевой и Юрия Соловьева, «Памяти героя» — для Николая Сергеева.

В 1969 году был приглашен в Одесский театр оперы и балета на постановку «Щелкунчика» П. И. Чайковского, над авторской версией которого он начал работать еще в Ленинграде с Михаилом Барышниковым. Из всех хореографических интерпретаций этого балета спектакль Чернышева считается едва ли не самым близким по замыслу музыке П.И. Чайковского.

С 1970 по 1974 год И.А. Чернышев работал в качестве главного балетмейстера в Одесском театре оперы и балета, затем с 1974 по 1975 год – в Кишиневском театре оперы и балета.

А с 1976 по 1995 год Игорь Александрович Чернышев работал в Куйбышевском театре оперы и балета в качестве главного балетмейстера. В начале 1990-х годов в качестве режиссера поставил оперы «Аида» Дж. Верди и «Пиковая дама» П.И. Чайковского; совмещал творческую деятельность с должностью директора театра.

На куйбышевской сцене Игорем Чернышевым были поставлены лучшие образцы русской и зарубежной классической хореографии. В разные годы авторский театр Чернышева составляли современные балеты: «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, «Ангара», «Помните!» А. Эшпая, «Гусарская баллада» Т. Хренникова, балет-оратория «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича; оригинальная версия «Щелкунчика» П.И. Чайковского.

Каждая премьера была творческим открытием, приобщиться к которому съезжались критики и почитатели таланта хореографа из Ленинграда и Москвы.

… После продолжительной болезни 30 ноября 2007 года, на 71-м году жизни Игорь Александрович умер в Москве.

Светлая память о Мастере Игоре Александровиче Чернышеве на долгие годы сохранится в наших сердцах.

*