Государство показало зубы. «Самарским» мало не показалось…
«Не давать деньги на НК-93 уже просто неприлично!» Полтора десятилетия опытное предприятие и, соответственно, КБ пытались заставить жить по рыночным принципам. Что в принципе неверно. СНТК им. Н.Д. Кузнецова в первую очередь было «заточено» под разработку и производство опытных образцов авиационных и ракетных двигателей для стратегической авиации и ракетно-космической отрасли…
Если родное государство не хочет (или не может) финансировать эту «тему», то что, идти на поклон к «вероятному противнику»? Или предлагать технологии странам-изгоям?
Да, есть еще выход — создавать двигатели для гражданской и военно-транспортной авиации. Но здесь российскую продукцию как-то не ждут. Скорее всячески пытаются задавить. Этот рынок чрезвычайно прибыльный, он поделен между несколькими европейскими и американскими мегакорпорациями. Тот же НК?93 на земле, на испытательных стендах, продемонстрировал способности – феноменально экономичен, малошумен, тяговит. Добро пожаловать в небо? Ан нет, тут и «свои» палки в колеса вставляют. С 1993 г. тянется «бодяга» с его летными испытаниями. Точнее, с их отсутствием – нет финансирования.
Двигатель есть, самолет-носитель, ИЛ-76ЛЛ, есть, миллиарды затрачены – и из года в год уникальный отечественный агрегат задвигают «на дальнюю полку». Может быть, ждем, когда конкуренты сделают что-нибудь подобное? Тогда будет не стыдно сначала покупать, а потом догонять.
Как стало известно редакции, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, министр РФ Владислав Путилин по поводу финансирования работ по двигателю высказался совершенно определенно: «Не давать деньги на НК-93 уже просто неприлично!»
Еще полетаем?
На роль «спасителя» СНТК им Н.Д. Кузнецова государство определило «Рособоронэкспорт», а точнее, его дочернюю структуру ОПК «Оборонпром». Ответственным за оздоровление предприятия назначен Василий Лапотько, 1-й заместитель руководителя «Оборонпрома».
Лапотько не отрицает, двигатель НК-93 – перспективный: «Настораживает его возраст – почти 20 лет.
На следующий год по федеральной программе наконец выделят 93 млн. руб. на испытания НК-93. «А пока мы будем понемногу финансировать работу по двигателю из собственных средств «Оборонпрома». Евгений Горбунов, недавно назначенный из Роспрома директором ЛИИ им. М. Громова, обещал двигатель с самолета не снимать».
От полной деградации знаменитый Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова (СНТК) отделяет всего один шаг.
Подробнее: Дайджест «новости авиации»
*