У Фотобиеннале в этом году «промежуточный» юбилей – она проводится в пятый раз. Первый месяц фотографии в Москве прошел в 1996 году. Готовили его, по признанию директора фестиваля Ольги Свибловой, всего три человека в двух комнатах коммунальной квартиры. В 2004 году ожидается рекордное количество проектов. МДФ совместно со своими партнерами привозит в столицу несколько десятков выставок из крупнейших мировых музеев, галерей и частных коллекций.

Чтобы зритель не заблудился в этом изобилии, все проекты Фотобиеннале разбиты по нескольким темам. Вот, например, «Город» – одна из самых популярных и разработанных в современной фотографии тем. И самых широких – здесь будет на что посмотреть любителям репортажа, и тем, кто интересуется историей, и тем, кого увлекают современные концепты: урбанизация, глобализация, меньшинства и диаспоры. Два полюса современной городской жизни – овеянная легендами европейская столица и мощно развивающийся мегаполис Нового Света – представлены Парижем и Нью-Йорком. В «парижской» части самая интересная, пожалуй, сборная выставка «Париж глазами фотографов» из Центра Жоржа Помпиду. Здесь самые известные снимки Ман Рэя, живущий напряженной ночной жизнью город Жоржа Брассаи, интимные наблюдения Робера Дуано, street photography Анри Картье-Брессона. Историческая часть уравновешена тремя взглядами на Париж наших знаменитых современников: персональные выставки Ральфа Гибсона, Миммо Йодиче и Уильяма Кляйна привозит в Москву Европейский дом фотографии. Тот же принцип – в подаче Нью-Йорка. Будут здесь и выставки классиков, и сборная «Фотолига. Нью-Йорк. 1936-1951». Среди других выставок на городскую тему нужно обязательно взглянуть на исторический и современный Рим, «Город в чешской фотографии» и, конечно, на отечественные проекты: военные и послевоенные Москву Наума Грановского и Петербург Сергея Шиманского, «Ленинградский фотоандерграунд 1970-х», фотолетопись российской глубинки Игоря Мухина, Сергея Чиликова, Сергея Бурасовского и других.

В отличие от «Города», «Идентификация» – слово гораздо менее понятное. Впрочем, под красивым термином фотографы обычно имеют в виду свободную тему. Понять ее лучше всего можно на выставке «Идентичность», предоставленной французским Национальным фондом современного искусства (FNAC). Достойна внимания и прогремевшая – в качестве выставки и книги – в прошлом году по всему миру «Девичья культура» Лорен Гринфильд. Снимки американских красавиц – повод для раздумья об образе красоты, навязываемом массмедиа. Будут еще размышления на тему идентичности европейской (Мартин Парр «Европа, о-ля-ля!»), семейной (проект Владимира Мишукова), национальной (иранские, китайские и, например, финские авторы), и даже криминальной («Криминальные хроники Petit Parisien 1920-1930-х» из берлинской галереи Бодо Нимана).

На закуску – «Новые технологии». Ожидаются цифровая фотография, видеоарт, инсталляции. Гвоздь программы в этой категории – да и, пожалуй, всей Фотобиеннале – приезд радикалки Орлан, сделавшей из своего тела, по ее собственным словам, сказанным специально для «Коммерсантъ-Weekend», «объект искусства и место публичной дискуссии». Красавица-художница, начинавшая работать в 1960-х, за последние десятилетия подвергла свои лицо и тело десятку пластических операций – и все их фиксировала на пленке. Орлан меняла разрез глаз, вращивала в череп маленькие рожки. Сегодня ее кожа напоминает какой-то фантастический пэчворк, а сама она – инопланетянку. Если у француженки и была цель опровергнуть расхожие представления о телесности, страдании и боли, то она ее явно достигла. Больше на свете таких людей нет – разве что Майкл Джексон, но он сильно уступает Орлан в живописности. Она сказала, что «в России очень интересная художественная жизнь и она ждет приезда в Москву с нетерпением».

Рассказывает Виктория Мусвик      

      

Коммерсантъ

*