В жизни современного холодного оружия наступила эпоха ренессанса. Утилитарность, всегда присущая этим непростым предметам, уходит на второй план, остается художественное совершенство произведений современных российских оружейников. Четкая грань, ранее разделявшая оружие и сувенирную продукцию, стерлась. Люди науки и искусства стали пристальнее вглядываться в утраченные культурные формы «добрых старых времен». И создавать новые прекрасные образцы для охоты, для украшения интерьера кабинетов, для презентаций в качестве наградного оружия. Короче говоря, оно стало играть другую роль в жизни нашего общества.

Блеск клинков благородного металла не затмил дизайнерского мастерства оружейников. Наоборот, мастерски украшенный клинок стал авторским образом, его визитной карточкой, вкладом в область развития оружейного дела России, которое всегда было на высоте. Завораживает эстетика формы клинка — то хищный и агрессивный, как работы мастеров Олега Семенова, Александра Сальникова из Тулы, Владимира Понсова из Москвы, то мягкий и вкрадчивый, как нож «Чудище» женщины-оружейника Натальи Забелиной из Тулы или каминная композиция «Самодержавный» Юрия Власова из Нижнего Новгорода. Интересны по форме работы Андрея Аксенова (нож как тоненькая сабля «Державная») и Андрея Корешкова из Москвы. Его настольная композиция на черном дереве под названием «Странник» вызывает ностальгические чувства о чем-то смутном и далеком, наверное, потому, что произведение мастера немного романтично, хоть это и холодное оружие. Великолепный позолоченный гарнитур «Царская охота» Александра Георгиева выполнен из дамасской стали, что не часто встречается, поскольку многослойная технология ее изготовления довольно сложна. В оформлении предметов использован не только белый металл, но и жемчуг, рог косули, орех.

Проект «Клинки России», которому сейчас исполняется десять лет, отражает наше прошлое и настоящее. Первая экспозиция состоялась в 1993 году в парадном вестибюле Оружейной палаты. Сегодня — в Успенской звоннице Московского Кремля. Это уже пятая выставка современного художественного оружия, которая демонстрируется в стенах старейшего музея России. На ней представлено 140 произведений 78 ведущих оружейников России и Беларуси. За все эти годы значительно расширились географические рамки ее участников: Петербург, Ставрополь, Петропавловск-Камчатский, Улан-Уде… По традиции каждый мастер демонстрирует публике две свои лучшие работы, созданные в 2002 — 2003 годах. Исключение составляют две персональные мини-выставки мастеров, представляющих ретроспективу своего творчества. Это оружейник и ювелир, автор серии охотничьих гарнитуров Александр Георгиев и Михаил Жерядин, создатель знаменитого механического ножа «Блоха».

В современной России роль «наградного» и презентационного драгоценного оружия приняло на себя холодное оружие. Особенно активно в этом направлении работают златоустовские художественные мастерские «Практика» и «ЛиК», санкт-петербургская Мастерская-студия «Межов» и московская Галерея авторского оружия «Русские палаты». В Успенской звоннице впервые демонстрируется гарнитур презентационного оружия к 50-летию Президента РФ Владимира Путина, автором которого является мастер-оружейник В.А. Тычкин из Златоуста. Офицерская шашка почетного эскорта Президентского полка, аналогичная образцам экипировки сопровождения первого лица государства конца XIX — начала ХХ веков, выполнена златоустским художником Ю.Б. Рябовым.

Представленные на выставке охотничьи ножи и кинжалы — вполне функциональное оружие, которое вряд ли когда-нибудь будет использовано по прямому назначению. Скорее всего, оно станет, как говорят мастера, оружием «высокой моды». Тем более, что дизайн отличается гармонией, ясностью и красотой.

Процесс возрождения искусства изготовления оружия происходит сегодня в двух направлениях: традиционном и новаторском. В работах тех мастеров, кому тесно в классических рамках, чувствуется новизна мышления, как например, у Владислава Костенко, который изготовил интерьерный нож. Мозаичный дамаск, желтый и белый металлы, агат, подставка — все это делает оружие предметом украшения интерьера.

Не удивительно, что сегодня оно уходит с улицы и перемещается в выставочные залы. Да и художники настроены на рождение произведений только музейной ценности. Безусловно, со временем эти красивые экспонаты станут памятниками культуры и будут представлять не только художественный, но и исторический интерес.

Нина НИКОЛАЕВА

Российские вести

*