На этой неделе Бельгия, Голландия и Люксембург неофициально начали праздновать Новый год. Повсюду начинаются масштабные магазинные распродажи, развешиваются уличные украшения, и люди наряжаются и ходят по улицам в новогодних нарядах.

Сказка про Сен-Николя и Черного Петера не похожа на российские представления о Деде Морозе.

Фото: AP

До Рождества еще почти месяц, но торговые центры и супермаркеты Бельгии, а также соседних Нидерландов и Люксембурга украсились по-новогоднему: начали работать без выходных и вывесили расписание встреч с Сен-Николя, или Синт-Никласом (в зависимости от регионального языка). Череда новогодних праздников начинается с детского, главную роль в котором играет этот персонаж.

По сути дела, он тот же Санта-Клаус, или Дед Мороз. Прообраз у всех троих один – епископ Николай из Анатолии, который жил с 270-го по 345 год, творил чудеса и за это потом стал святым. Он не только покровитель детей, но также моряков, студентов и преподавателей. Хотя РПЦ тоже почитает Святого Николая, но у русских верующих его образ не связан с Дедом Морозом. Да и в остальной Европе не везде его день отмечают как детский праздник. Помимо Бенилюкса, разве что во французской Фландрии (Лилль-Дюнкерк), Эльзасе и Лотарингии, Швейцарии, да кое-где в Германии, Австрии, Чехии.

Сен-Николя прибывает почему-то с юга, из Испании, на пароходе под названием «Пакетбот», нагруженном, как и положено, пакетами с подарками. На них, однако, могут рассчитывать только послушные дети. Потому что приходит он не один, а в сопровождении довольно злых попутчиков и слуг, самый вредный из которых Старик с Розгами, или Черный Петер. По легенде он может побить провинившегося за отчетный год ребенка, но чаще, сообразуясь с современной педагогикой, просто пугает, вызывая угрожающими прыжками и ужимками визг в праздничной детской толпе.

Удивительно, но в политкорректной до предела Бельгии этот явно отрицательный герой сохранил со времен работорговли и колониализма облик африканца. Бывает, что исполнителю и гримироваться не надо. На одном из праздников корреспондент «НИ» видел в роли Черного Петера бельгийца конголезского происхождения.

По традиции Сен-Николя ходит по домам в ночь с 5-го на 6 декабря, приносит хорошим детям шоколадки. Он кладет их в ботинок, который на ночь в гостиной оставляют все дети, справедливо надеясь, что старик не заметил их проступков или за давностью месяцев забыл. На всякий случай дают взятку если не самому Черному Петеру, то его неизменному ослу – морковку и чашу с водой. На практике Сен-Николя начинает работу раньше «своего дня». Не ночью же появляться в школах и торговых центрах. Например, в мегамаркете «Карфур» для удобства работающих родителей запрограммировано несколько встреч с ним. К назначенному часу подтягиваются машины с папами и мамами, дедушками и бабушками в сопровождении чад. Повеселились, повизжали – так не уходить же потом без покупок. Тем более что среди блестящей мишуры так и лезут в глаза объявления о сниженных ценах. Зимние сезонные распродажи в Бельгии проводятся в январе, но генеральной репетицией в части детских товаров можно считать неделю Сен-Николя. Выручка бьет рекорды. И никто в эти моменты не вспомнит про кризис и что страна почти полгода живет без правительства.

"Новые Известия"

***