Принципиально новый трехместный космический аппарат разрабатывают совместно специалисты МАИ, ЦАГИ, МГТУ им. Баумана и Института военной медицины. На околоземную орбиту он выходить не будет, но и «поблизости» от Земли сможет выполнять множество функций: ракета способна вместить пилота и двух пассажиров или груз весом 300 кг. Желающие испытать острые ощущения смогут даже воссоздать известную сцену из «Звездных войн».

Фото: kapranoff.ru

«Проект ARS (Aerospace Rally System), или многоцелевой суборбитальный ракетоплан для космических полетов и аэрокосмических гонок, разрабатывается нами в инициативном порядке совместно с ЦАГИ, МГТУ им. Баумана и Институтом военной медицины», – сообщил профессор МАИ Геннадий Малышев, выступая в четверг на III Международной научной конференции «Ракетно-космическая техника: фундаментальные и прикладные проблемы».

Трехместный ракетоплан будет предназначен для суборбитальных космических полетов, то есть тех, которые не предполагают выхода на околоземную орбиту.

В относительно небольшой герметичной кабине ракетоплана могут разместиться пилот и два пассажира или груз весом 300 кг.

По проекту ракетоплан будет стартовать на высоте 20 км с истребителя МиГ-31С. Его предполагается оснащать гибридным ракетным двигателем разработки института им. Келдыша, который будет работать на смеси жидкого кислорода и бутадиенового каучука.

Космический аппарат построен по схеме «бесхвостка» с хорошо развитыми закрылками и внешне напоминает известный проект «Клипер» разработки РКК «Энергия», только значительно меньшего размера и веса.

Получасовой полет на высоту до 130 км после отделения от носителя на высоте 20 км может проходить как в ручном, так и в автоматическом режиме. Посадку предполагается осуществлять как на аэродром, так и с помощью парашюта.

При этом перегрузки для экипажа составят 4–5 единиц, то есть как при посадке на используемом сейчас космическом корабле «Союз».

Стоимость одного туристического места в космическом аппарате, который будет строиться по проекту ARS, составит 50–60 тыс. долларов, уточнил научный руководитель проекта профессор Малышев.

Для космического путешественника это гораздо дешевле, чем если бы ракета запускалась с космодрома, добавил один из участников проекта – представитель МГТУ им. Баумана Александр Мурзаев.

«Использование воздушного старта – более дешевое решение, чем при запуске с наземного комплекса, примерно в 3 раза», – отметил он.

За рубежом аналогичный полет обойдется не дешевле чем в 100 тыс. долларов за одно место.

Тем не менее острые ощущения космическим туристам гарантированы: во время полета экипаж будет находиться в высотных скафандрах и сможет – насколько позволяет тесная кабина – ощутить невесомость в течение 3–4 минут.

Кроме того, с участием проектируемых ракетопланов можно будет устраивать соревнования по полетам на максимальную высоту и дальность, то есть «космические гонки», и даже выполнять фигуры высшего пилотажа на высоте более 30 км.

Но ракетоплан пригодится не только для развлечения. Авторы проекта уверены, что он может использоваться для изучения верхних слоев атмосферы и ионосферы, проведения экспериментов невесомости и дистанционного зондирования Земли.

Деловая газета "Взгляд"

***