Россияне смогут стать джедаями. Российские специалисты разрабатывают ракетоплан для суборбитальных космических полетов
Принципиально новый трехместный космический аппарат разрабатывают совместно специалисты МАИ, ЦАГИ, МГТУ им. Баумана и Института военной медицины. На околоземную орбиту он выходить не будет, но и «поблизости» от Земли сможет выполнять множество функций: ракета способна вместить пилота и двух пассажиров или груз весом 300 кг. Желающие испытать острые ощущения смогут даже воссоздать известную сцену из «Звездных войн».
Фото: kapranoff.ru |
«Проект ARS (Aerospace Rally System), или многоцелевой суборбитальный ракетоплан для космических полетов и аэрокосмических гонок, разрабатывается нами в инициативном порядке совместно с ЦАГИ, МГТУ им. Баумана и Институтом военной медицины», – сообщил профессор МАИ Геннадий Малышев, выступая в четверг на III Международной научной конференции «Ракетно-космическая техника: фундаментальные и прикладные проблемы».
Трехместный ракетоплан будет предназначен для суборбитальных космических полетов, то есть тех, которые не предполагают выхода на околоземную орбиту.
В относительно небольшой герметичной кабине ракетоплана могут разместиться пилот и два пассажира или груз весом 300 кг.
По проекту ракетоплан будет стартовать на высоте 20 км с истребителя МиГ-31С. Его предполагается оснащать гибридным ракетным двигателем разработки института им. Келдыша, который будет работать на смеси жидкого кислорода и бутадиенового каучука.
Космический аппарат построен по схеме «бесхвостка» с хорошо развитыми закрылками и внешне напоминает известный проект «Клипер» разработки РКК «Энергия», только значительно меньшего размера и веса.
Получасовой полет на высоту до 130 км после отделения от носителя на высоте 20 км может проходить как в ручном, так и в автоматическом режиме. Посадку предполагается осуществлять как на аэродром, так и с помощью парашюта.
При этом перегрузки для экипажа составят 4–5 единиц, то есть как при посадке на используемом сейчас космическом корабле «Союз».
Стоимость одного туристического места в космическом аппарате, который будет строиться по проекту ARS, составит 50–60 тыс. долларов, уточнил научный руководитель проекта профессор Малышев.
Для космического путешественника это гораздо дешевле, чем если бы ракета запускалась с космодрома, добавил один из участников проекта – представитель МГТУ им. Баумана Александр Мурзаев.
«Использование воздушного старта – более дешевое решение, чем при запуске с наземного комплекса, примерно в 3 раза», – отметил он.
За рубежом аналогичный полет обойдется не дешевле чем в 100 тыс. долларов за одно место.
Тем не менее острые ощущения космическим туристам гарантированы: во время полета экипаж будет находиться в высотных скафандрах и сможет – насколько позволяет тесная кабина – ощутить невесомость в течение 3–4 минут.
Кроме того, с участием проектируемых ракетопланов можно будет устраивать соревнования по полетам на максимальную высоту и дальность, то есть «космические гонки», и даже выполнять фигуры высшего пилотажа на высоте более 30 км.
Но ракетоплан пригодится не только для развлечения. Авторы проекта уверены, что он может использоваться для изучения верхних слоев атмосферы и ионосферы, проведения экспериментов невесомости и дистанционного зондирования Земли.
***