Через восемь лет в России появится новый космодром гражданского назначения. Указ о его создании подписал президент страны. Современную площадку для орбитальных стартов построят в Амурской области, и называться она будет космодром «Восточный». Предполагается, что его станут использовать для запуска космических аппаратов гражданского и двойного назначения.

Разработчики космических чудес могут делать и вполне земную продукцию, с которой также ознакомился Сергей Иванов. Фото: ИТАР-ТАСС

По словам Сергея Иванова, придется построить не только стартовую позицию, но и фактически новый город. Строительство предполагается осуществить в три этапа, а весь проект рассчитан на 10 лет.

— Но это вовсе не означает, что будет положен конец российско-казахстанскому сотрудничеству на Байконуре, — уточнил Сергей Иванов. — Оттуда мы продолжим запуски ракет-носителей к Международной космической станции и доведем до логического завершения совместный проект «Байтерек».

О новом российском космодроме первый вице-премьер говорил после заседания военно-промышленной комиссии, которую он провел на базе самарского научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Детище самарцев — ракета-носитель среднего класса «Союз» уже многие годы является единственным российским средством доставки на орбиту космонавтов. Сейчас местные ученые и конструкторы работают над проектом «Куру» — готовят стартовый комплекс во французской Гвиане, одновременно модернизируют под запуски из Южной Америки свои ракеты-носители.

Сергея Иванова куда больше интересовала реализация национальных космических программ. Разговору на Военно-промышленной комиссии он задал не просто деловой, но и достаточно жесткий тон.

— Россия не должна превращаться в страну пусковых услуг, своего рода космического извозчика. А такая тревожная тенденция просматривается. И она может стать реальностью, если немедленно не принять соответствующих мер для развития всех компонентов космической деятельности, — уверен Сергей Иванов.

Из этих компонентов для обсуждения на ВПК вчера выбрали российскую орбитальную группировку. Ее состояние, как правило, оценивают по трем критериям: количеству спутников на орбите, их надежности и времени активного действия. Ни один из этих критериев, по оценке первого вице-премьера, сегодня не удовлетворяет требованиям времени. Скажем, средний срок работы в космосе наших спутников связи и телевидения сейчас не превышает 6,5 лет. В то время как их зарубежные аналоги эксплуатируют от 12 до 18 лет. Российские навигационные космические аппараты «живут» до 5 лет, а западные — до 7-12.

Практически исчерпан и научно-технический задел, созданный в космической отрасли в 80-е годы прошлого столетия. А для ее стабильного развития не хватает «стартовой энергии» оборонных и гражданских космических программ. И даже такого серьезного «локомотива», как Федеральная целевая программа «ГЛОНАСС».

После столь жестких оценок Иванова, члены ВПК решали, как выводить космическую отрасль из кризиса. Этот разговор шел уже в закрытом для прессы режиме. Однако после заседания первый вице-премьер озвучил некоторые рецепты для лечения космических «болячек». В частности, министерству обороны разрешили заключать так называемые длинные контракты по созданию новых космических аппаратов и узлов. Однако, по мнению первого вице-премьера, у исполнителя заказов должны быть жесткие обязательства за полноту и качество выполняемых работ.

Весь материал в «Российской газете».

"Российская газета"

***