На улицу, с вещами… Чиновники лишили пенсионера жилья в центре Самары
В Самаре создан судебный прецедент по отъему у собственника его законного жилья. Федеральный суд Ленинского района областного центра удовлетворил иск администрации города к пенсионеру Александру Фролову о лишении его права собственности на долю в двухэтажном доме в центре города.
Александр Фролов жил в 26-метровой комнате старого дома. Это его вполне устраивало, несмотря на то, что двухэтажка уже была признана изношенной на 78 процентов и потому подлежала сносу как аварийная. Но эта спокойная жизнь была нарушена два года назад, когда одна из строительных компаний города получила разрешение на снос этого дома и сооружение на его месте очередного стеклянно — бетонного небоскреба. За это время застройщики сумели уговорить выехать из ветхого здания 12 семей. Но Фролов, который тоже, по его словам, был готов переехать, не поддавался ни на какие уговоры и предложения, как он сам говорит, по той причине, что ему ни разу не назвали ни номер дома, в который ему предлагалось переехать, ни тем более квартиры. А потому он предполагал, что строители просто хотят его выкинуть на улицу.
Тогда в этот спор двух субъектов вмешалась третья сила — администрация городского округа Самара, которая подала иск в суд о прекращении права собственности Фролова на занимаемое им жилье. Этот иск якобы обосновывался заботой о жизни самого Александра Фролова, поскольку такие ветхие, да еще нередко пустующие дома в старой части города очень часто не только рушатся ни с того ни с сего, но и горят.
Кроме того, в иске подчеркивалось, что участок земли, на котором стоит дом, изымается для муниципальных нужд под строительство жилья.
Суд удовлетворил этот иск и постановил лишить пенсионера права собственности на занимаемое им жилье и выплатить ему взамен 724 тысячи рублей.
— Такое решение — это полный юридический беспредел, — возмущается Валерий Симонов, представлявший в суде интересы Александра Фролова. — Мало того, что человека лишили его имущества, так еще и 26 квадратных метров в центре города оценили в смехотворную сумму, на которую практически невозможно приобрести комнату в коммуналке даже на самой окраине Самары. Кроме того, мне совершенно непонятно, при чем здесь муниципальные нужды. Если бы на этом месте строился дом для людей, отселяемых из ветхого жилья, тогда да — это муниципальная нужда. Но земля передается частной коммерческой структуре, которая намерена извлечь из нее прибыль.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова тоже удивлена мотивировкой изъятия дома в интересах частной структуры для получения ею прибыли. И недоумевает, в чем же здесь выгода муниципалитета. Она также однозначно считает, что нарушены права собственника в размерах назначенной компенсации за жилье, поскольку оценка должна производиться не только с учетом стоимости самого жилья, но и многих других факторов.
— После такого решения суда собственник из центра города должен съезжать к черту на кулички, если ему вообще удастся приобрести какое-то жилье на эти Мизерные средства, — резюмирует она. Этот судебный процесс впервые прошедший по инициативе городских властей, обнажил всю остроту проблемы взаимоотношений собственников жилья и застройщиков, — рассказал корреспонденту «РГ» адвокат Владимир Антонов. — Естественно, что при сносе жилья, да еще в центре города, его собственник хочет получить максимальную выгоду из этой ситуации. А застройщик, в свою очередь, — максимально минимизировать свои расходы. Соответственно, находит коса на камень и летят искры. Пожары, то и дело неожиданно вспыхивающие в центре города, по признанию городского прокурора Рашида Бадалова, зачастую как раз результат этих самых искр.
Увы, но к такому печальному развитию событий ведут положения Жилищного кодекса. Согласно ему, собственник в случае сноса его жилья получает лишь его рыночную стоимость, названную «независимыми оценщиками», плюс возмещение расходов на переезд. Но практика показывает, что эта «рыночная стоимость»
никак не вписывается в существующую ситуацию. Она, как правило, на четверть, а то и на треть ниже стоимости аналогичных квартир на рынке. А если сносится развалюха начала прошлого века, то за нее вообще выплачиваются копейки.
Но в том же ЖК говорится, что в случае сноса жилья для освобождения каких-то площадок за обеспечение людей новыми квартирами должен отвечать муниципалитет.
В Самаре же эта забота перекладывается на застройщиков, поскольку у муниципалов нет ни жилья для отселения и переселения, ни денег на его строительство. Мало того, руководитель одного из центральных районов города не так давно откровенно и публично заявил, что доступного жилья в центре города быть не должно и поэтому так никогда и не будет. А это означает, что мэрия вкупе с застройщиками любыми методами будет добиваться переселения жителей старых домов на окраины. Что и подтвердила ситуация с Александром Фроловым.
А можно ли сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты? Отвечая на этот вопрос корреспондента РГ», сотрудник одного из риэлторских агентств Андрей Вяткин, сказал что это можно сделать за счет скорейшей приватизации земли под старыми домами.
— Земля в центре стоит огромные деньги, и ее собственники, получая копейки за само жилье, добавят к ним полновесные рубли за землю, — говорит он. — И смогут приобрести на эти деньги уже что-то поприличнее. А многие и сами добровольно начнут переезжать, так как не захотят платить огромный налог за дорогущую землю. На мой взгляд, это наиболее приемлемый выход из постоянных конфликтов между собственниками и застройщиками. Впрочем, есть и еще один весьма цивилизованный путь, по которому пошла Москва. Согласно местному закону, принятому в этом субъекте федерации, при сносе ветхого жилья арендаторам муниципального жилья и тем более собственникам новая жилплощадь предоставляется в районе проживания. Насколько я знаю, этот закон сейчас позволяет избегать многочисленных конфликтов, которые были до его принятия.
Если верить городским чиновникам, в Самаре скоро начнется массовый снос ветхого жилья. Это, естественно, не только породит массу конфликтов, но и будет создавать очень напряженную социальную и, соответственно, политическую обстановку. И чтобы не допустить взрыва народного возмущения, власть просто обязана, причем как можно скорее, найти способы его предотвращения.
Аркадий Соларев
«Российская газета» № 260 (4523) от 21.11.2007
*